Как достичь успеха в VUCA-мире | блог Новая Эпоха Управления
Изменения

Модель VUCA Prime

Какие стратегии можно противопоставить хаосу

Инструменты
9 мин
Определение. VUCA Prime – это модель поведенческого лидерства, разработанная ведущим сотрудником Института будущего в Кремниевой долине Бобом Йохансеном. Она помогает увидеть, какие фокусы и какие действия необходимы лидерам компаний, чтобы отвечать на вызовы и риски современности.

Акроним VUCA как разновидность аббревиатуры сформировался из первых букв четырех слов, описывающих набор проблем, с которыми сталкиваются люди, команды, менеджеры и организации в различных отраслях и сферах современной жизни. Модель знакома многим специалистам в области управления и служит для описания хаотичной, турбулентной и быстро меняющейся бизнес-среды, которая на сегодняшний день стала уже нормой.

VUCA (Нестабильность, Неопределенность, Сложность, Неоднозначность)
VUCA (Нестабильность, Неопределенность, Сложность, Неоднозначность)
Мир VUCA – полная противоположность миру стабильности и предсказуемости. Он не щадит многолетний опыт, традиции, стратегии и самих бизнес-руководителей, которым брошен серьезный вызов. Состояние смятения, страха, неуверенности, незащищенности часто приводит к тому, что сама организация превращается в среду VUCA, где снижаются уровень креативности и мотивация сотрудников, потеряны ориентиры, парализован процесс принятия решений.

Мир VUCA
Очевидно, что мир VUCA требует нового «постгероического» лидера, способного нащупать иные подходы к управлению, найти свой собственный путь, в рамках которого стандарты уступают место индивидуальности и большие ставки делаются на самих людей. Этот термин прозвучал из уст ирландского экономического и социального философа Чарльза Хэнди1: «В то время как героический менеджер прошлого знал все, мог сделать все и мог решить каждую проблему, постгероический менеджер спрашивает, как каждую проблему можно решить таким образом, чтобы развить способность других людей справляться с ней».

Пожалуй, единственным выходом в мире VUCA становится умение компании развить новые «органы чувств», готовность к фундаментальным переменам в образе мышления, структурах, инструментах и методологиях, которые во многих организациях стали почти второй натурой. В этом случае за рисками и проблемами можно обнаружить огромный потенциал. Но как это сделать? Ведь элементы структуры VUCA отлично подходят для описания и классификации рисков, но, к сожалению, не помогают разработать стратегии реагирования на них.

Именно эту проблему и помогает решить модель VUCA Prime, которая позволяет сместить фокус внимания с поиска универсальных решений на освобождение пространства для нового видения и принятия новых стратегий.

Идея заключается в том, что для каждого элемента VUCA существует соответствующая стабилизирующая сила, которая позволяет противостоять турбулентности. Силы VUCA и VUCA Prime находятся в динамическом равновесии, и задача лидеров заключается в том, чтобы уравновесить эти энергии и определить принципы их дополнения друг другом. Такое динамическое взаимодействие и переплетение генерирует энергию, способную побуждать организации адаптироваться, изменяться и эволюционировать в соответствии с условиями окружающей среды.

VUCA и VUCA Prime
Видение противостоит нестабильности. Когда окружающая среда турбулентна и быстро меняется, главное – сохранить общие ориентиры и не сбиться с генерального курса. При четком осознании направления движения гораздо проще идти к цели.
Понимание противостоит неопределенности. Понимание требует наблюдения, анализа, а также готовности к постоянному обучению и профессиональному развитию. Оно помогает формировать новые способы мышления и находить новые ответы на вызовы среды.
Ясность противостоит сложности. Когда имеешь дело с хаосом мира VUCA, крайне важно определить, что поддается контролю, а что контролировать абсолютно невозможно. Ясность определяет решения.
Гибкость противостоит неоднозначности. Когда будущее содержит множество альтернатив, необходимо быть готовым к любому конечному результату и уметь адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам.

Файлы для скачивания:

Присоединитесь к числу подписчиков блога и скачивайте материалы без ограничения:

История вопроса. Модель VUCA связывают с именем полковника Стефана Гарроса, описавшего для Пентагона модель поведения войск в изменчивых условиях. После терактов 11 сентября 2001 года аббревиатура была использована для описания новой реальности, того сложного и неопределенного мира, в котором оказалось человечество. Несколько лет спустя термин перекочевал в бизнес-среду и начал использоваться стратегическими бизнес-лидерами для описания хаотичной, турбулентной и быстро меняющейся ситуации, в которой скорость и степень изменений не поддаются контролю и прогнозам.

В 2007 году ведущий научный сотрудник Института будущего Боб Йохансен, пытаясь найти «противоядие» от хаоса, разрабатывает эффективную систему лидерства, призванную сформировать ответные меры на риски VUCA, и называет ее VUCA Prime. Модель родилась в результате его работы с корпоративными, военными, некоммерческими и правительственными лидерами и анализа тех методов, которые были использованы ими в процессе управления.

В своей книге «Доберитесь туда пораньше: чувствуйте будущее, чтобы конкурировать в настоящем»2 Боб Йохансен предлагает фреймворк, включающий в себя четыре вышеописанных элемента, как ответ на угрозы VUCA. Его «Лидеры делают будущее»3 содержит пример использования этой модели с целью показать необходимость развития новых навыков, подходов и поведения в целях эффективного управления ситуацией перед лицом четырех угроз VUCA. Таким образом, в VUCA вы видите описание рисков, а в VUCA Prime – способы эффективного реагирования.

Применение. Модель VUCA Prime является полезным руководством для лидеров. Сосредоточившись на каждом элементе VUCA и понимая их внутреннюю природу, они получают возможность отобрать подходящие стратегии и подходы к управлению.

На организационном и индивидуальном уровнях она помогает обеспечить долгосрочную устойчивость при постоянных изменениях.

Ценности и призвание. VUCA Prime позволяет создать внутренний компас, помогая справляться с любой формой турбулентности или стресса. Когда люди знают, ради чего преодолевают препятствия, им легче ориентироваться в среде VUCA.
Внедрение нестандартных решений. За счет соотношений противоположных сил модель помогает корректировать бизнес-процессы, а также трансформировать корпоративную культуру. Последнее, в свою очередь, является хорошей нематериальной мотивацией для сотрудников.
Самосознание и управление поведением. Осознание своих возможностей, ресурсов и навыков позволяет увидеть оптимальные стратегии адаптации и более эффективно взаимодействовать с людьми.
Качество связей. Модель можно использовать для достижения антихрупкости за счет налаживания эффективных связей с субъектами бизнес-процесса, а также в профессиональной коммуникации.
Смещение масштабов. Модель применяется для приоритизации, когда нужно отказаться от слишком масштабных долгосрочных задач, которые в новых условиях уступают свое место мини-проектам и небольшим системам. Оперативность и лаконичность позволяют сократить временные и финансовые затраты.

Преимущества и ограничения. Главным преимуществом VUCA Prime является возможность разработки стратегий реагирования в быстро меняющихся условиях: не опускать руки при потере ориентиров, не искать оправданий в кризисной ситуации – формировать новые подходы к решению нестандартных стратегических задач и менять способы мышления. Проблему превратить в возможность и поднять тем самым свою команду на совершенно новый уровень.

Но при всех преимуществах метода есть некоторые факторы, ограничивающие его возможности:

отсутствие гарантий, поскольку любой опыт в VUCA-среде всегда будет новым и не факт, что успешным;
сопротивление изменениям, так как люди не принимают ситуацию, стремясь придерживаться испытанных и проверенных методов, или просто испытывают страх.

Тем не менее, применяя модель VUCA Prime, руководители помогут своей компании не только выжить, но процветать.


1Handy, Charles B. (1995). The Age of Unreason. Arrow Business Books.

2Johansen, R. (2007). Get There Early: Sensing the future to compete in the present. Oakland, CA, USA: Berrett-Koehler.

3Johansen, R. (2012). Leaders Make the Future: Ten New Leadership Skills for an Uncertain World. Berrett-Koehler Publishers.