Матрешка Берна: как выстроить коммуникации в команде | блог Новая Эпоха Управления
Команды

Матрешка Берна

Как настроить коммуникацию в команде на нужную тональность?

Инструменты
9 мин
Даже находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все равно живут в разных мирах. Раскрывая эту мысль, американский психолог Эрик Берн создал концепцию, согласно которой личность по-разному проявляет себя в зависимости от внутренних процессов и внешней ситуации.

Вы можете воспользоваться разработанной Берном «матрешкой» на практике, чтобы выстроить эффективную коммуникацию с сотрудниками, партнерами и клиентами, говорить с ними на понятном им языке и добиваться своих целей, избегая конфликтов и недопониманий.

Матрешка Берна – визуальная модель личности, состоящей из трех ключевых состояний, оперируя которыми человек взаимодействует с окружающим миром.

История вопроса. Эрик Берн пытался развивать концепцию эго-образа еще во времена работы врачом-психиатром в вооруженных силах США. В период с 1954 по 1958 год он разрабатывал такие направления трансакционного анализа:

диагноз эго-состояний, или структурный анализ;
анализ индивидуальных трансакций;
анализ игры;
анализ жизненного сценария, с помощью которого можно предсказывать будущее человека.

Итогом работы стал доклад «Трансакционный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии», с которым он выступил на Западной региональной конференции Американской ассоциации групповой психотерапии в Лос-Анджелесе. Наиболее системно свою концепцию Берн изложил позднее в книге «Трансакционный анализ в психотерапии»1.

Три состояния человека по Эрику Берну

Согласно модели Берна, человек может находиться в одном из трех состояний: Родитель, Взрослый или Ребенок. Он жонглирует ими, выбирая нужную роль в зависимости от контекста – уровней и целей коммуникаций и взаимоотношений. По сути, это три ипостаси каждого человека, не возвышающиеся одна над другой. Визуально Берн представлял их в виде трех одинаковых по размеру кругов.

Три состояния человека по Эрику Берну
Понимая, что идеала не существует и человек привыкает выступать в какой-то одной ипостаси чаще, чем в двух других, современные психологи стали представлять модель Берна в виде матрешки. Наиболее часто встречается такая схема: в самом глубоком слое находится Ребенок, а самая большая «куколка» – Родитель. Между ними – Взрослый.

Матрешки Берна (Родитель, Взрослый, Ребенок)
Матрешка Берна
Модель «Родитель – Взрослый – Ребенок» позволяет лучше понять, на каком уровне происходит взаимодействие между людьми и кто в какой позиции выступает чаще всего. Рассмотрим характерные черты каждого из трех состояний.

Характеристики Родитель, Взрослый, Ребенок по Берну
Родитель. Берн указал на два эго-состояния родителя – «контролирующий» и «заботливый»:

1
«Контролирующий» родитель замечает любые недостатки в окружающих и злится на них за это. Для него характерны запреты, указания, ограничения и наказания за проступки.
2
«Заботливый» родитель проявляет любовь, доброту и заботу. Он менее категоричен и склонен к дипломатичности.

Ребенок. Если у родителя в трансактном анализе два эго-состояния, то у ребенка их три – «адаптивный», «бунтующий» и «свободный»:

1
«Адаптивный» ребенок испытывает страх и подавленность. Он соглашается на любую ответственность и принимает любую обязанность, боясь стать отверженным.
2
«Бунтующий» ребенок проявляется у человека, который от всего устал. Он начинает себя вести как подросток-неформал. Его злоба и страх выливаются в протест.
3
«Свободного» ребенка характеризуют творческое мышление, креативность, жизнерадостность. Он буквально фонтанирует новыми идеями.

Файлы для скачивания:

Присоединитесь к числу подписчиков блога и скачивайте материалы без ограничения:

Как избежать конфликта при взаимодействии с окружающими

Процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей Берн назвал трансакциями. Они делятся на стимул и реакцию. Есть несколько видов трансакций:

Дополняющие, или параллельные – при таком взаимодействии, когда стимул одного человека дополняется реакцией другого, почти не возникает конфликтных ситуаций. Коммуникации могут длиться долго и без помех.
Пересекающиеся, или перекрестные – при таком взаимодействии часто возникают конфликты. Допустим, стимул посылается с позиции «взрослого», а реакция приходит от «родителя» или «ребенка». Ситуацию можно сгладить, если стороны своевременно осознают это и перейдут, к примеру, в эго-состояние «взрослого».
Скрытые трансакции распознать сложнее, так как одна сторона в них задействует сразу несколько эго-состояний. К примеру, если человек говорит одно, а подразумевает другое. В этой ситуации он сам может не осознавать, в какой роли находится.
Поглаживания – еще один вид трансакций, характерный для взаимодействия между эго-состояниями «ребенка» и «родителя». Посыл при поглаживаниях может быть не только позитивным, но и негативным. «Поглаживать» человека можно за какие-либо действия или просто за то, что он есть. Поглаживания бывают:

Вербальные – похвала и комплименты.
Невербальные – одобрительные жесты, мимика, подмигивания.
Физические – похлопывание по плечу, рукопожатия.

Как пользоваться Матрешкой Берна в управлении командой

Руководитель, научившийся определять, с каким эго-состояним сотрудника ему предстоит иметь дело, может предвидеть его реакцию во время постановки задачи и сделать так, чтобы тот был готов выполнить ее максимально эффективно. Рассмотрим это на простом примере.

Матрешка Берна в управлении командой, пример
Сотрудник 1 реагирует на поставленную задачу в роли «контролирующего родителя». Он упрекает руководителя и настаивает на своей значимости.

Сотрудник 2 пытается переложить ответственность за свое решение. Это типичная реакция «адаптивного ребенка».

Сотрудник 3 реагирует с позиции «взрослого». В отличие от двух своих коллег он сразу предлагает альтернативное решение, которое приводит к выполнению поставленной задачи. Это устроит обе стороны, и на этом разговор будет окончен, чего нельзя сказать про другие кейсы. Там потребуется поработать с возражениями, учитывая эго-состояния сотрудников.

В случае с «контролирующим родителем» нужно сначала признать его авторитет, а затем обратиться к реальности – цифрам и фактам. При общении с «адаптивным ребенком» следует обратиться к его опыту и статусу. Предложите ему подумать над вариантами, чтобы он сам нашел решение.

Вариант ответа эго состояние/работа с возражениями
Понятно, что в бизнес-процессах проще всего решать задачи, выстраивая коммуникацию по схеме «взрослый – взрослый». Это идеальная модель. На практике приходится принимать в свою команду людей, привыкших к роли «родителя» или «ребенка».

Матрешка Берна подсказывает, что плодотворно взаимодействовать можно со всеми ипостасями человека. И если в какой-то ситуации не удалось избежать недопонимания, в другой – все получится. Как говорил американский изобретатель Томас Эдисон, «наша самая большая слабость – это желание сдаться. Самый верный способ добиться успеха – попробовать еще раз».


1Berne, E. (1961). Transactional analysis in psychotherapy: A systematic individual and social psychiatry. Grove Press.

Читайте также по теме: