Стремительно изменяющаяся под влиянием науки и современных технологий модель мира и все нарастающее чувство тревоги и неуверенности требуют от современного человека столь же стремительно развивающихся навыков для адаптации к новым условиям жизни.
Какую профессию выбрать, чтобы быть востребованным в мире, где жизнь компаний из списка Fortune 500 составляет уже не 75 лет, а меньше 6? Как и чему учиться, если большинство специальностей безнадежно устареют спустя 10 лет, следовательно, одной надежной профессии «раз и навсегда», длиной на всю жизнь, уже не хватит? Как часто нужно меняться и какими стратегиями руководствоваться?
Ответом на эти вопросы призвана стать концепция непрерывного образования, разговоры о которой начались на Западе более полувека назад.
Как работает система непрерывного образования?
Концепция непрерывного образования была в первый раз упомянута еще в 1968-м в рамках деятельности ЮНЕСКО, а сам термин «хьютагогика» был впервые сформулирован в 2000 году Стюартом Хассе и Крисом Кеньоном в работе “From Andragogy to Heutagogy”1. Они сконструировали термин, связав между собой несколько греческих слов со значениями «находить, изобретать» и традиционного для уже сложившихся образовательных доктрин – педагогики и андрагогики – корня «веду». Семантика термина изначально предполагала процесс изобретений новых смыслов и открытий.
Хьютагогика – творческий подход к самостоятельному обучению, позволяющий обучающемуся самостоятельно и в соответствии со своими целями и интересами определять, что, когда и как он будет изучать.
С терминологией употребления в России стоит разобраться особо. В силу исторически сложившихся причин многие западные концепции доходят до России с опозданием, а сама идея или термин могут видоизменяться под воздействием произносительных норм и культуры употребления. В Рунете в настоящий момент равноправно функционируют сразу две версии термина: хьютагогика и эвтагогика (более удобная для произношения форма того же слова). Но терминология не меняет сути понимания непрерывной идеи образования.
Хьютагогика – новый подход самостоятельного получения знаний непрерывно на протяжении всей жизни. Если классическая педагогика и андрагогика (наука об обучении взрослых) стремятся дать обучающемуся ответы на вопросы, то хьютагогика учит его формулировать вопросы и самостоятельно искать ответы. В XXI веке наука о самостоятельном обучении обрастает целой философией о необходимости учиться здесь, всегда и везде.
Принципы хьютагогики
Различия в триаде «педагогика – андрагогика – хьютагогика»
Принципиальное различие триады «педагогика – андрагогика – хьютагогика» 2 состоит в определении, как работает система, кто стоит в центре и как проектируется обучающая среда.
Сдвиг в сторону осознанности и нестандартного мышления, который вы видите в хьютагогике, требует от обучающегося непрерывной рефлексии над собственной траекторией развития. В этом он может быть полностью автономным, но чаще всего эта фокусировка поддерживается наставником, чтобы сохранить оптимальный уровень мотивации и ускорить прогресс.
Ученик-ориентированная модель обучения
По сути, перед вами концепция современного «вечного», но очень активного «студента», которому нужны обучающая среда, фрейм с дедлайнами под важные этапы, активностями и обсуждениями, чтобы он мог сам выбрать для себя самое полезное. Такому «вечному студенту» нужно предоставить обучающий контент и ссылки на него, а уже он сам выберет, что изучать и когда. Важны при таком подходе опыт и знания наставника, который сможет подобрать подходящие материалы и ресурсы на надлежащем для обучающегося уровне и в соответствии с сформулированной им задачей. Роль наставника и рейтинг учебной программы при таком подходе не теряют своей значимости, но уходит директивность обучения и жесткость рамок.
Одним из центральных понятий хьютагогики является хорошо знакомое методологам понятие двойной петли обучения: обучение по-настоящему эффективно не тогда, когда обучающийся может повторить какие-то действия, а тогда, когда он может посмотреть на них со стороны, отрефлексировать и сказать, приводят ли они его к цели или же их надо определенным образом изменить, чтобы достичь успеха.
Сам процесс непрерывного обучения не становится при этом чем-то принципиально новым, а представляет собой сознательное усовершенствование своих навыков для поддержания востребованности в профессии. При этом четкая и единая иерархия знаний, как это было в традиционном образовании, может быть нарушена: новое знание прикрепляется к старому и формируется как бы поток, стрим.
Хьютагогика помогает человеку адаптировать его знания к современным условиям жизни, соотнести свои взгляды и подходы с актуальными потребностями. И хотя на сегодняшний день целостной системы непрерывного образования в России не существует, развитие технологий предполагает поступательный переход к индивидуальному непрерывному обучению, основанному на принципах гуманизма, доступности образования, мобильности и активности на опережение. Это подход к самообразованию как к «стилю жизни»3.
Как говорил Альберт Эйнштейн: «Как только вы перестанете учиться, начнете умирать». Так знаменитый девиз «Знания на всю жизнь!» трансформировался в «Знания через всю жизнь!».
1Hase, S., & Kenyon, C. (2000). From andragogy to heutagogy. In UltiBase Articles. Retrieved from
2Garnett, F. Heutagogy, Emergent, Ambient. November 18, 2010
3Игнатович, Е. В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 3.