Как использовать двойную петлю обучения | блог Новая Эпоха Управления
Развитие людей

Двойная петля обучения

Помогаем учиться на ошибках

3 мин
3048
Определение. Двойная петля обучения (Double Loop Learning) – метод обучения человека или группы, в основе которого лежит идея наблюдения второго порядка (т. е. наблюдение за наблюдением). Чтобы научиться видеть причины повторяющихся ошибок, необходим взгляд на них со стороны. Это способ учиться на своих ошибках.

История. «Двойная петля обучения» создана психологом Крисом Аргирисом и философом Дональдом Шёном. В основе метода лежит идея наблюдения второго порядка, разработанная математиком Хайнцем фон Ферстером и социологом Никласом Луманом. Одиночная петля, то есть наблюдение первого порядка, — это «лучшая практика», то, что хорошо работает, что не меняют, а просто повторяют. В худшем случае повторяется одна и та же ошибка либо проблему решают, не интересуясь, как она возникла. «Двойная петля» означает, что нужно подвергнуть сомнению то, что обычно делается, сломать собственные шаблоны действий.

Применение. Метод направлен на развитие профессиональных навыков, в особенности навыков управления. Например, руководитель отдела считает, что его подчиненные пассивны, зависимы и нуждаются в микроменеджменте. Он организует процесс таким образом, что каждый день убеждается в своей правоте. Чтобы исправить положение дел в компании, он должен прибегнуть к методу «Двойная петля» и пересмотреть свою точку зрения. Ему необязательно верить в утверждение «Мои сотрудники инициативны и способны на самостоятельные зрелые решения во благо компании». Достаточно вести себя так, словно это истина, и посмотреть, что будет. А начать можно с вопроса «Как бы я поступил, если бы новое утверждение было верным?».

Преимущества и ограничения инструмента. С помощью «Двойной петли обучения» можно проверять новые идеи, которые иначе не были бы замечены или не были бы приняты в расчет из-за того, что они могли возникнуть за пределами «пузыря убеждений» человека или группы. Но стоит учесть, что «Двойная петля обучения» всегда требует противопоставления идей и их сравнения, поэтому у людей должна быть возможность возразить, не согласиться. Для руководителей такая свобода сопряжена с «дилеммой власти», ведь они ждут от других исполнительности, а не споров. Поэтому к «Двойной петле обучения» чаще всего обращаются в кризисы и при смене руководства, когда сама неопределенность толкает к поиску нового.