Модель Stage-Gate | блог Новая Эпоха Управления

Stage-Gate

6 мин
8555

Stage-gate обложка

Дорожная карта, как вспомогательный элемент в работе проектных команд, помогает двигаться к намеченным целям с запланированной скоростью и прогнозируемым количеством используемых ресурсов. Если «расширить ее полномочия», то получится модель Stage-Gate, часто применяемая бизнесом в разных странах для выпуска инновационных продуктов и принятия инвестиционных решений с существенным снижением финансовых рисков.

Концепцию Stage-Gate в середине прошлого века разработал доктор Роберт Дж. Купер, профессор маркетинга в школе бизнеса DeGroote Университета Макмастера в Гамильтоне (Онтарио, Канада) и Институте изучения бизнес-рынков (ISBM). Эта модель, согласно первоначальной задумке автора, призвана разбивать сложный и хаотичный процесс реализации идеи от ее зарождения до запуска нового продукта на простые и понятные этапы. 

Stage-Gate охватывает предварительную деятельность до разработки, а также сам процесс разработки и следующую за этим коммерциализацию, объединяя перечисленные элементы в единый целостный и надежный бизнес-процесс.

Многие компании, внедрившие модель Stage-Gate, имеют следующие преимущества: 


увеличение скорости выхода новых продуктов на рынок;

повышение организационной дисциплины;

уменьшение количества ошибок, потраченных ресурсов и повторной работы;

улучшение согласованности действий руководителей предприятия;

эффективное распределение дефицитных ресурсов;

улучшение видимости всех проектов в портфолио;

улучшение кросс-функционального взаимодействия и сотрудничества;

улучшение коммуникации и координации с внешними заинтересованными сторонами.
Модель Stage-Gate

Как устроена модель Stage-Gate

В простейшем формате Stage-Gate состоит из серии этапов (Stage), в ходе которых команда проекта выполняет запланированную работу, получает информацию и производит последующую интеграцию и анализ данных. Результат каждого этапа проводят через «ворота» (Gate), где принимаются решения о продолжении инвестиций в проект.

Типичная модель Stage-Gate состоит из пяти этапов:

ЭТАП 1: Концепция проекта. Предварительное исследование с определением границ проекта.  

ЭТАП 2: Бизнес-план. Более детальное изучение, включающее первичное исследование клиентов, рынка и технических возможностей, которое формирует бизнес-кейс и определяет конечный продукт.

ЭТАП 3: Разработка. Детальное проектирование операций или производственного процесса.

ЭТАП 4: Тестирование и утверждение. Проведение испытаний в лаборатории, на заводе и на рынке для проверки и подтверждения работоспособности продукта, а также для утверждения дальнейших производственных и операционных планов.

ЭТАП 5: Запуск. Начало полномасштабного производства, маркетинга и продаж.


Gate. Прохождение ворот

Для перехода на новый этап, как уже сообщалось, используются ворота, служащие контрольными точками проверки качества и преследующие три ключевые цели:

обеспечение качества выполнения,
оценку бизнес-обоснования,
утверждение плана проекта.

У каждых ворот свое определенное назначение. При этом все они структурированы одинаково.

После прохождения каждых ворот выносят, как правило, один из четырех вердиктов: Go, Kill, Hold или Recycle.

Go – план мероприятий на следующий этап утвержден, на продолжение проекта будут направлены новые ресурсы и инвестиции.

Kill – проект закрывается, инвестиции прекращаются.

Hold – выполнение проекта ставится на паузу, чтобы получить дополнительные результаты и принять окончательное решение.

Recycle – возврат проекта на предыдущий этап для последующих доработок.

Предпосылки для использования Stage-Gate

На практике существует много вариаций Stage-Gate. Ее ядро при этом остается неизменным. Каждый бизнес руководствуется своими инструментами и подходами. Обратиться именно к этой модели стоит, если наблюдается следующая картина:


неравномерное и неэффективное распределение ресурсов команды – человеческого ресурса для разработки идей не хватает, а для найма новых сотрудников времени нет;

нет измеримых, проверяемых результатом критериев отбора для реализации проекта/продуктов;

недостаточно развитая приоритизация проектных инициатив – ранжирование происходит вне зависимости от их влияния на общие бизнес-показатели (рентабельность инвестиций, выручка от реализации и т. д.).

Кейс

Представим, что перед вами стоит задача по улучшению процесса работы над проектом. В качестве метода вы выбираете Stage-Gate.

Во-первых, нужно определиться со стадиями. Данный проект проходит через следующие этапы (Stages):


(S1) Поиск

(S2) Оценка

(S3) Выбор

(S4) Определение

(S5) Реализация

Во-вторых, в конце каждой стадии вам нужно задать вопросы, которые позволят понять, нужно инициировать новую стадию проекта или нет.

Главные вопросы на стадиях проекта (Gates):


(G1) Достаточно ли исходных данных для начала потенциального проекта?

(G2) Может ли проект стать рентабельным и технически реализуемым?

(G3) Является ли предложенная технико-экономическая концепция проекта оптимальной?

(G4) Соответствует ли проект основным параметрам концепции?

(G5) Готов ли проект к вводу в эксплуатацию?

Главные вопросы на стадиях проекта (Gates)

В итоге после прохождения G5 должен появиться четкий процесс для завершения проекта. 

Важно понимать, что не всегда проект может быть успешным, поэтому важно его вовремя закрыть в случае неудачи.

Что изменилось после применения подхода Stage-Gate?

1
Правила оценки идей стали прозрачными и реализуемыми.
2
Появилась возможность структурировать процессы, рассматривать влияние на метрики, перспективу и дальнейший опыт использования.
3
Благодаря четко сформулированным вопросам идеи стали быстрее проходить этап отбора, что позволило увеличить скорость получения ценности пользователем.

Читайте также по теме: