Как оценить экономическую эффективность
Определение. Модель Дюпона (The DuPont System of Analysis) – метод финансового анализа через оценку ключевых факторов, определяющих рентабельность организации (ROE). С ее помощью исследуют динамику ключевых показателей эффективности компании:
оборачиваемость чистых активов
рентабельность активов (ROA)
рентабельность собственного капитала (ROE)
экономический рост компании (SG)
средневзвешенную стоимость капитала (WACC)
![Модель Дюпона используется для определения рентабельности активов Модель Дюпона](/uploads/blog/image/model-dyupona-2.png)
Модель Дюпона используется для определения рентабельности активов
На сегодняшний день существует три вида модели Дюпона, формула каждой из которых отличается количеством факторов, используемых для нахождения оценки (двух-, трех- и пятифакторные модели).
Двухфакторная модель определяет влияние двух факторов на рентабельность активов (ROA):
![Двухфакторная модель определяет влияние двух факторов на рентабельность активов (ROA) Двухфакторная модель](/uploads/blog/image/model-dyupona-5.png)
ROS (Return On Sales) – коэффициент рентабельности продаж, показывающий способность организации генерировать прибыль на каждый рубль выручки;
Kоа – коэффициент оборачиваемости активов, показывающий степень эффективности, с которой организация использует свои активы для генерации выручки.
Но наибольшее распространение получила трехфакторная модель рентабельности собственного капитала (ROE):
![Трехфакторная модель рентабельности собственного капитала (ROE) Трехфакторная модель рентабельности](/uploads/blog/image/model-dyupona-4.png)
LR (Leverage ratio) – коэффициент капитализации (финансового левериджа), показывающий степень использования долгового финансирования. Чем выше его значение, тем выше риск и неопределенность ожидаемой рентабельности собственного капитала.
Пятифакторная модель DuPont более подробна. С ее помощью можно дополнительно оценить влияние налоговой ставки и процентов по заемному капиталу.
![Пятифакторная модель DuPont Пятифакторная модель](/uploads/blog/image/model-dyupona-6.png)
TB (Tax Burden) – коэффициент налогового бремени,
IB (Interest Burden) – коэффициент процентного бремени.
История. Модель разработана в 1919 году компанией DuPont на основе концепции взаимосвязанных показателей Альфреда Маршалла, описанной им в книге «Элементы отраслевой экономики» в 1892 году. Инициатором ее создания считается электротехник Фрэнк Дональдсон Браун, который пришел в DuPont на должность продавца, а впоследствии помог своей компании приобрести 23% акций General Motors и привести в порядок финансы этого автогиганта. Вклад Брауна в успех GM привел к тому, что модель Дюпона стала доминирующей в финансовом анализе компаний США до 1970-х годов. С ее помощью впервые удалось связать в одну структуру показатель ROA, характеризующий отдачу, получаемую от вложенных в деятельность организации средств, и два факторных показателя – рентабельность продаж и ресурсоотдачу.
Применение. Модель фокусирует на повышении эффективности через работу с показателями. Она является сильным аналитическим инструментом, отвечающим на вопрос, почему та или иная компания приносит больше прибыли, чем ее конкуренты, и помогает инвесторам снизить свои риски. Но даже если ROE компании не меняется, модель все равно может быть полезна. Допустим, ROE остался неизмененным, а компания опубликовала свои показатели. Анализ сможет выявить, что и рентабельность, и оборачиваемость активов упали – два негативных сигнала, и единственное, что поддержало ROE, это увеличение кредитного рычага.
Преимущества и ограничения. Модель позволяет оценить эффективность компании в сравнении с другими конкурентами внутри одного рынка, но точность анализа зависит от качества данных бухгалтерской отчетности.