Социальные эксперименты: что влияет на эмоции и поступки | блог Новая

Самые известные социальные эксперименты. Часть 3

7 мин
2349

Самые известные социальные эксперименты часть 3

Почему в разных ситуациях мы поступаем так, а не иначе, что движет нами в этот момент? Как формируются наши эмоции и что на это влияет? Когда мы способны попасть в сети чужих манипуляций и почему не замечаем, что на наши решения можно легко повлиять?

На все эти и другие подобные вопросы в свое время пытались найти ответы психологи, проводя эксперименты. Результатам шести таких исследований уже были посвящены две статьи в блоге (первая часть, вторая часть). Делимся очередной порцией самых знаменитых социальных экспериментов с комментариями эксперта BITOBE.

Эксперимент Шехтера и Сингера. Двухфакторная теория эмоций

Двухфакторная теория эмоций

Социальные психологи Стэнли Шехтер и Джером Э. Сингер решили проверить, насколько их предшественники были правы, указывая на то, что эмоции вторичны и их возникновение зависит от конкретной ситуации.

Согласно двухфакторной теории эмоций, появившейся еще в первой половине XX века, человек сначала испытывает стресс как физиологическую реакцию, а уже потом мозг конвертирует это в радость, тревогу, страх и т. д., исходя из ситуации, в которой индивид находится. Шехтер и Сингер провели исследование, чтобы прояснить все нюансы.

Группу испытуемых ученых сформировали из 184 мужчин, которым сообщили, что те поучаствуют в испытании витаминного комплекса, влияющего на зрение. На самом деле три четверти добровольцев получили инъекцию адреналина, а оставшиеся – простой раствор поваренной соли.

Тем, кто получил дозу адреналина, сообщили, на какие побочные эффекты они теперь могут рассчитывать. Одним сказали правду – про учащенное сердцебиение и дрожь. Других специально ввели в заблуждение, «пообещав» головную боль, зуд и онемение конечностей. Третьим вообще ничего не сообщили.

Затем испытуемых по очереди водили на тестирование в помещение, где уже находился их «коллега» (на самом деле – подставное лицо, помощник исследователей). Тот изображал из себя либо сердитого, либо радостного.

В результате испытуемые, знавшие правду, не обратили никакого внимания на состояние «актера», а остальные подражали ему в своих эмоциях. Двухфакторная теория эмоций подтвердилась.

Исследователи сделали следующие выводы:


Когда человек не может объяснить состояние возбуждения, он будет руководствоваться той информацией, которая ему доступна в конкретной ситуации.

Когда человек обладает подходящей информацией о состоянии возбуждения, то альтернативные объяснения, вероятнее всего, проигнорирует.


Когда ты умеешь управлять рисками, последствиями своих решений, то заранее готовишь несколько возможных сценариев. Ты становишься более уверенным в себе и можешь проживать раздражающие эффекты спокойно. В общем, чем ты лучше подготовился к переменам, тем тебе проще принимать их последствия, так как ты знаешь о планах действий. Причем и с точки зрения понимания бизнеса, и с психологической точки зрения. Это сейчас мегаактуально.
Мария Чаусова, методолог BITOBE


Эксперимент Фридмана и Фрейзера. «Нога в двери»

Эксперимент «Нога в двери»

Люди, согласившиеся выполнить небольшую просьбу, впоследствии согласятся на гораздо более серьезные уступки. Такую гипотезу проверили в ходе своего эксперимента, названного foot-in-the-door, психологи Джонатан Фридман и Скотт Фрейзер.

Ученые сделали случайную выборку жителей одного квартала и попросили их разместить в своих дворах огромный и некрасивый дорожный знак, призывающий водителей быть аккуратнее на дорогах. Сразу согласились сделать это лишь 17% испытуемых.

Тогда психологи вновь обратились к людям, попавшим в выборку, но уже с другой просьбой – установить в своих окнах крохотный знак размеров в 7 см с тем же лозунгом. Почти все жители ответили согласием.

Через две недели к ним вновь обратились с просьбой об огромном билборде. Тут уже согласились 76% участников эксперимента.

Исследование наглядно продемонстрировало, что повышать лояльность людей следует постепенно. Начинающие с небольших просьб могут со временем рассчитывать на большее.

Эта теория может быть полезна в области переговоров и в продажах. Она синонимична теории «Правило трех ДА», когда ты последовательно получаешь три позитивных ответа, последний из которых является прямым согласием купить что-то.


Эксперимент Вегнера. Иронический эффект

Эксперимент Вегнера. Иронический эффект

Наша природа при всей своей серьезности не была лишена чувства юмора, создавая человеческий разум. Иначе как объяснить феномен «иронического эффекта», который, к примеру, проявляется при старательных попытках уснуть. Чем больше стараешься – тем меньше получается.

Об этом в свое время размышлял профессор Гарвардского университета Дэниел Вегнер. Чтобы из этих мыслей сформировать теорию, он собрал студентов-добровольцев в две группы. Одним разрешил думать, в том числе, о белом медведе, других, наоборот, попросил о нем не думать.

Выбор «предмета мыслей» профессор обосновал, упомянув прочитанную им книгу Льва Толстого «Воспоминания», где обнаружил фрагмент, похожий на проводимый им эксперимент.

Добровольцам было велено нажимать на кнопку звонка всякий раз, когда у них в голове возникал образ белого медведя. Оказалось, что те, кому было запрещено думать о животном, нажимали на звонок чаще.

По мнению Вегнера, иронический эффект особенно ярко проявляется, когда люди прикладывают много усилий, чтобы стараться контролировать свое настроение в ситуациях стресса, увеличивая при этом и без того повышенную психическую нагрузку.

Те, кто все время ищет причины быть несчастными, являются счастливыми, так как для несчастья им нужен повод. Это к вопросу о развитии мышления и о наших поведенческих паттернах.


Читайте также по теме: