Эмоциональный интеллект руководителя | блог Новая Эпоха Управления

Пять элементов EQ

10 мин
1493

Эмоциональный интеллект руководителя обложка

Когда психолог и журналист Дэниел Гоулман расписывал «эмоциональный интеллект» в своей книге, ставшей затем международным бестселлером, он, скорее всего, не сомневался, что создает новый тренд. Вот только писатель не мог знать, насколько большое значение он будет иметь во времена пандемии и последующих событий, преобразивших нашу жизнь.

Эпоха стремительной трансформации потребовала и требует прямо сейчас от руководителей с разным «количеством звезд на погонах» внутренней перестройки, смены управленческого стиля, внедрения в повседневную работу своих команд новых практик. А еще – повышения уровня эмоционального интеллекта (EQ). Потому что именно на руководителей легла основная ответственность за стабильное состояние членов команды и бизнеса.

Существует заблуждение, что эмоциональный интеллект – это всего лишь способность проявлять эмпатию. Однако профессионалы управленческого консалтинга выделяют 5 составляющих эмоционального интеллекта, на которых можно построить план развития навыков руководителей, актуальных для нынешних реалий:


самосознание,

самоконтроль,

мотивация,

эмпатия,

социальные навыки.

Что стоит за этими элементами и как их развивать для повышения уровня EQ? Рассмотрим каждый подробнее.

Самосознание

Способность понимать свои сильные и слабые стороны, ценности и мотивы.

Классическое представление образа лидера, как правило, описывает харизматичного, уверенного в себе человека без слабых мест. Очевидно, что такого не может быть, хотя люди уверенные в обратном, действительно, встречаются.

Другой вариант – это человек, которого постоянно одолевает «синдром самозванца». «Человек без слабых сторон» и «самозванец» – это два экстремальных и противоположенных примера невысокого самосознания. Вокруг нас таких людей очень много, что говорит о большой сложности развития этого навыка. 

Первым, и самым важным, шагом на пути развития самосознания является принятие факта, что в человеке (профессионале/лидере) всегда есть как слабые, так и сильные стороны. Сильные стороны – это основа деятельности, фундамент, с которого начинается строительство лидера. А слабые стороны – это скрытый резерв, зона роста и значительного развития. 

Именно поэтому лидеры с развитым навыком самосознания не боятся демонстрировать свои слабые стороны и признавать свои ошибки. Потому что после признания следует анализ, а затем улучшение и развитие. Такой лидер всегда открыт к обратной связи, ибо постоянно совершенствуется на ее основе. Хорошим примером для команды и сотрудников может быть демонстрация того, что общепризнанный лидер так же просит совета, так же работает с коучем и/или ментором. 

Для развития самосознания, помимо работы с профессионалами осознанности, такими как коучи, также можно проводить самокоучинг, задавая себе вопросы и стараясь честно на них отвечать. Даже в простых, но регулярных вопросах к себе содержится очень много пользы, и со временем такая привычка превращается в автоматический диалог с самим собой, как будто наставник находится всегда рядом.
Максим Бурлака, бизнес-тренер, индивидуальный и командный коуч


Самоконтроль

Способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции.

Это очень важный для лидера навык управления своими эмоциями и поступками, поскольку он позволяет избегать ошибочных действий, сохранять спокойствие, ясность ума и принимать оптимальные решения в любых условиях.

В профессиональной среде лидеры с развитым навыком самоконтроля кажутся непоколебимыми, максимально уверенными в себе.  Такие люди умеют распознавать и правильно использовать ситуации, эмоции и действовать в каждом моменте соответствующе, ориентируясь на пользу дела и результат.

Для совершенствования самоконтроля в первую очередь необходимо определить триггеры в виде ситуаций или каких-то действий, оказывающих негативное воздействие. Поэтому самоконтроль очень тесно связан с самосознанием. За определением триггеров следует осознание реакции на них. Для лидера необходимо понимать, как он/она реагирует в этих ситуациях и с какими эмоциями. Здесь опять-таки может помочь работа с коучем и рефлексия, чтобы разобраться в себе и стать лучше как профессионал.

Разобравшись с реакциями, необходимо определить оптимальное для ситуации поведение и практиковать его. Конечно, возможны ошибки, но постепенно контроль будет расти и механики управления триггерами дойдут до автоматизма. Практические методы самоконтроля следует определять в каждом случае индивидуально, отталкиваясь, в первую очередь, от себя, своих эмоций и ощущений. Кому-то подойдет «методичное дыхание», а кому-то достаточно сказать про себя: «Я лидер, я должен/должна оставаться выше негативных эмоций.


Мотивация

Желание работать и получать удовольствие от самого процесса.

Умение мотивировать, демонстрируя свою личную вовлеченность, является одним из самых «популярных» навыков. Чаще всего именно так описывают лидера: «Он/она может мотивировать целые компании на свершения и достижение высоких результатов». 

Мотивация – это как огонь, который освещает и согревает всех вокруг. Если нести этот огонь, то люди пойдут за человеком, который поддерживает его и управляет им. Настоящий лидер осознает значимость мотивации и сам/сама питается от этого огня.

Развивать и поддерживать мотивацию помогает определение реалистичной цели, построение четкого плана по ее достижению и позитивное мышление. Все три элемента очень тесно связаны и зависят друг от друга. 

Постоянно видя цель и придерживаясь плана, гораздо легче быть позитивным, несмотря на проблемы, возникающие на пути. С другой стороны, если не придерживаться плана, то цель будет казаться все менее достижимой, что сразу же переключит мышление на негативный лад.


Эмпатия

Способность понимать эмоциональное состояние других людей.

Эмпатия считается одним из важнейших навыков, требующихся лидеру, и также одним из самых сложных. Особенно в культуре российского бизнеса, где часто говорят, что «эмоции не так важны, главное – делать дело!». На самом деле в этом и кроется секрет настоящего лидера – способность определять эмоциональное состояние людей и, отталкиваясь от этого знания, менять планы достижения цели, корректировать поведение (свое или других команд) для максимального эффекта. 

Отсутствие эмпатии, как правило, ведет к непониманию, росту конфликтов в коллективе и замедлению в достижении цели. Но эмпатии можно научиться так же, как и любому другому навыку. Большую помощь в этом может оказать сбор обратной связи. 

Кейс

Один руководитель компании средних размеров получил от собственника бизнеса характеристику «не эмпатичен». Это был пример обратной связи с описанием «слабой стороны». 

Чтобы расти профессионально, необходимо не только знать свои слабые стороны, но и предпринимать действия по их устранению. Поэтому этот руководитель занялся «прокачкой» своей «эмпатичности», взяв за основу также обратную связь. 

На практике это выглядело следующим образом: руководитель договорился с несколькими коллегами как одного с ним уровня, так и на уровень выше и ниже, об обмене обратной связью на регулярной основе. В рамках таких встреч он просил обратную связь относительно своих действий и вызванных с этим эмоций, например: «Что вы чувствовали, когда я давал оценку вашему проекту?», «Что помогло бы вам чувствовать себя лучше?» и так далее. 

Сначала такие вопросы казались очень личными и даже «непрофессиональными». Однако руководитель смог показать свою искренность и стремление к развитию, что принесло пользу всей компании. Уже через несколько недель коллеги стали замечать, что общение с руководителем стало гораздо комфортнее и заряжало мотивацией. Действия же управленца стали наглядным примером для окружающих и стимулом к постоянному осознанному развитию.


Социальные навыки

Умение налаживать и управлять отношениями с другими людьми.

Лидер – это всегда взаимоотношения с людьми, поэтому социальные навыки являются очень важными. К социальным навыкам относят умение общаться, выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других людей, устанавливать контакт с новыми людьми и адаптироваться к разным культурам. 

Чтобы развивать такие навыки, потребуются, в первую очередь, практика и все та же «обратная связь». 

Если вам тяжело сходиться с новыми людьми, но профессиональная деятельность того требует – практикуйте знакомства на конференциях, больших встречах. Например, поставьте себе цель на следующей конференции познакомиться минимум с 10 новыми людьми, получив от них визитку или рабочий контакт.

На следующей конференции поставьте задачу повысить это количество в два раза – уже 20 человек.

Также бывают очень полезны дополнительные тренинги, такие как «Управление конфликтами» или «Ведение переговоров».

Взаимодополняющие элементы

Каждая из составляющих эмоционального интеллекта важна и дополняет друг друга. Например, без достаточной личной мотивации руководителю будет гораздо сложнее разобраться в различиях членов команды и поддерживать высокий моральный дух продолжительное время. Или эмпатия – важнейший навык, который окажется неприменим без достаточных социальных навыков.

Поэтому если брать курс на повышение уровня EQ, то внимание нужно будет уделять всем перечисленным элементам, причем в равной степени. И тогда этот пазл сложится!

Читайте также по теме: