Когда психолог и журналист Дэниел Гоулман расписывал «эмоциональный интеллект» в своей книге, ставшей затем международным бестселлером, он, скорее всего, не сомневался, что создает новый тренд. Вот только писатель не мог знать, насколько большое значение он будет иметь во времена пандемии и последующих событий, преобразивших нашу жизнь.
Эпоха стремительной трансформации потребовала и требует прямо сейчас от руководителей с разным «количеством звезд на погонах» внутренней перестройки, смены управленческого стиля, внедрения в повседневную работу своих команд новых практик. А еще – повышения уровня эмоционального интеллекта (EQ). Потому что именно на руководителей легла основная ответственность за стабильное состояние членов команды и бизнеса.
Существует заблуждение, что эмоциональный интеллект – это всего лишь способность проявлять эмпатию. Однако профессионалы управленческого консалтинга выделяют 5 составляющих эмоционального интеллекта, на которых можно построить план развития навыков руководителей, актуальных для нынешних реалий:
Что стоит за этими элементами и как их развивать для повышения уровня EQ? Рассмотрим каждый подробнее.
Самосознание
Способность понимать свои сильные и слабые стороны, ценности и мотивы.
Классическое представление образа лидера, как правило, описывает харизматичного, уверенного в себе человека без слабых мест. Очевидно, что такого не может быть, хотя люди уверенные в обратном, действительно, встречаются.
Другой вариант – это человек, которого постоянно одолевает «синдром самозванца». «Человек без слабых сторон» и «самозванец» – это два экстремальных и противоположенных примера невысокого самосознания. Вокруг нас таких людей очень много, что говорит о большой сложности развития этого навыка.
Первым, и самым важным, шагом на пути развития самосознания является принятие факта, что в человеке (профессионале/лидере) всегда есть как слабые, так и сильные стороны. Сильные стороны – это основа деятельности, фундамент, с которого начинается строительство лидера. А слабые стороны – это скрытый резерв, зона роста и значительного развития.
Именно поэтому лидеры с развитым навыком самосознания не боятся демонстрировать свои слабые стороны и признавать свои ошибки. Потому что после признания следует анализ, а затем улучшение и развитие. Такой лидер всегда открыт к обратной связи, ибо постоянно совершенствуется на ее основе. Хорошим примером для команды и сотрудников может быть демонстрация того, что общепризнанный лидер так же просит совета, так же работает с коучем и/или ментором.
Самоконтроль
Способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции.
Это очень важный для лидера навык управления своими эмоциями и поступками, поскольку он позволяет избегать ошибочных действий, сохранять спокойствие, ясность ума и принимать оптимальные решения в любых условиях.
В профессиональной среде лидеры с развитым навыком самоконтроля кажутся непоколебимыми, максимально уверенными в себе. Такие люди умеют распознавать и правильно использовать ситуации, эмоции и действовать в каждом моменте соответствующе, ориентируясь на пользу дела и результат.
Для совершенствования самоконтроля в первую очередь необходимо определить триггеры в виде ситуаций или каких-то действий, оказывающих негативное воздействие. Поэтому самоконтроль очень тесно связан с самосознанием. За определением триггеров следует осознание реакции на них. Для лидера необходимо понимать, как он/она реагирует в этих ситуациях и с какими эмоциями. Здесь опять-таки может помочь работа с коучем и рефлексия, чтобы разобраться в себе и стать лучше как профессионал.
Мотивация
Желание работать и получать удовольствие от самого процесса.
Умение мотивировать, демонстрируя свою личную вовлеченность, является одним из самых «популярных» навыков. Чаще всего именно так описывают лидера: «Он/она может мотивировать целые компании на свершения и достижение высоких результатов».
Мотивация – это как огонь, который освещает и согревает всех вокруг. Если нести этот огонь, то люди пойдут за человеком, который поддерживает его и управляет им. Настоящий лидер осознает значимость мотивации и сам/сама питается от этого огня.
Развивать и поддерживать мотивацию помогает определение реалистичной цели, построение четкого плана по ее достижению и позитивное мышление. Все три элемента очень тесно связаны и зависят друг от друга.
Эмпатия
Способность понимать эмоциональное состояние других людей.
Эмпатия считается одним из важнейших навыков, требующихся лидеру, и также одним из самых сложных. Особенно в культуре российского бизнеса, где часто говорят, что «эмоции не так важны, главное – делать дело!». На самом деле в этом и кроется секрет настоящего лидера – способность определять эмоциональное состояние людей и, отталкиваясь от этого знания, менять планы достижения цели, корректировать поведение (свое или других команд) для максимального эффекта.
Отсутствие эмпатии, как правило, ведет к непониманию, росту конфликтов в коллективе и замедлению в достижении цели. Но эмпатии можно научиться так же, как и любому другому навыку. Большую помощь в этом может оказать сбор обратной связи.
Кейс
Один руководитель компании средних размеров получил от собственника бизнеса характеристику «не эмпатичен». Это был пример обратной связи с описанием «слабой стороны».
Чтобы расти профессионально, необходимо не только знать свои слабые стороны, но и предпринимать действия по их устранению. Поэтому этот руководитель занялся «прокачкой» своей «эмпатичности», взяв за основу также обратную связь.
На практике это выглядело следующим образом: руководитель договорился с несколькими коллегами как одного с ним уровня, так и на уровень выше и ниже, об обмене обратной связью на регулярной основе. В рамках таких встреч он просил обратную связь относительно своих действий и вызванных с этим эмоций, например: «Что вы чувствовали, когда я давал оценку вашему проекту?», «Что помогло бы вам чувствовать себя лучше?» и так далее.
Социальные навыки
Умение налаживать и управлять отношениями с другими людьми.
Лидер – это всегда взаимоотношения с людьми, поэтому социальные навыки являются очень важными. К социальным навыкам относят умение общаться, выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других людей, устанавливать контакт с новыми людьми и адаптироваться к разным культурам.
Чтобы развивать такие навыки, потребуются, в первую очередь, практика и все та же «обратная связь».
Если вам тяжело сходиться с новыми людьми, но профессиональная деятельность того требует – практикуйте знакомства на конференциях, больших встречах. Например, поставьте себе цель на следующей конференции познакомиться минимум с 10 новыми людьми, получив от них визитку или рабочий контакт.
На следующей конференции поставьте задачу повысить это количество в два раза – уже 20 человек.
Взаимодополняющие элементы
Каждая из составляющих эмоционального интеллекта важна и дополняет друг друга. Например, без достаточной личной мотивации руководителю будет гораздо сложнее разобраться в различиях членов команды и поддерживать высокий моральный дух продолжительное время. Или эмпатия – важнейший навык, который окажется неприменим без достаточных социальных навыков.
Поэтому если брать курс на повышение уровня EQ, то внимание нужно будет уделять всем перечисленным элементам, причем в равной степени. И тогда этот пазл сложится!