Если вы привыкли понимать бизнес буквально, то есть как дело, или даже как дело всей своей жизни, то тема формирования культуры счастья в организации почти наверняка вызывала у вас вопросы.
В наши дни весь Интернет забит заявлениями о том, что счастье – это глубокое удовлетворение от жизни с максимумом позитивных эмоций и минимумом негативных1. Но для какого же дела нужны гедонисты, ищущие средства для поддержания «фелицитарного состояния»? Да, позитивные психологи намекают нам, что счастье делится на долговременное и кратковременное – для долговременного человеку необходимо развитие, а приятные мелочи на рабочем месте повышают производительность. Поэтому концепция на первый взгляд выглядит убедительной. Однако, если суть всех движений сводится лишь к «глубокому удовлетворению», стоит ли удивляться бурному росту потребительского отношения2 к миру?
Исследования3 показывают, что дальше всех остальных от счастья оказываются те, кто больше всех стремится к нему. Этот парадоксальный вывод полностью созвучен словам британского философа Джона Стюарта Милля: «Счастливы только те, кто сосредоточен на чем-то, кроме счастья». Так может быть, в жизни важнее всего не счастье, а нечто другое, что поистине достойно стать главной целью человека?
Предназначение (миссия) человека – выходящая за пределы жизни цель, которая придает ей смысл, определяет значимость происходящих событий и последовательность совершаемых действий, а также отражает приоритет социального над личностным.
Почему счастье не может стать целью жизни
Канадский психолог Паул Т. П. Вонг считает, что 21-й век стоит назвать «веком смысла», когда люди пытаются восстановить чувство смысла и цели «посреди международного терроризма и глобального финансового кризиса». Он представил структуру смысла жизни человека в четырех компонентах4:
Purpose – предназначение, заключающееся в выборе достойной цели,
Understanding – понимание своих возможностей и того, что нужно сделать,
Responsibility – ответственность за свой выбор,
Enjoyment – удовольствие от значимости своей цели и реализации своего самоопределения.
Вонг назвал эту модель PURE. Его вдохновил австрийский психотерапевт и основоположник логотерапии Виктор Франкл, посвятивший большую часть своих работ попыткам раскрыть принципы, которые могут облегчить людям поиск своего предназначения. Оказавшись в 1942 году узником нацистских концлагерей и наблюдая за поведением людей в ужасающих условиях, Франкл пришел к выводу, что «знающий, “зачем” ему жить, будет способен вынести почти любое “как”». С этим тезисом связана критическая позиция Франкла по отношению к императивам американской культуры, делающим счастье смыслом жизни: «Счастье не может быть объектом стремления, погони; оно должно быть результатом чего-то другого. Надо иметь основание “быть счастливым”».
Очень метко в свое время выразился по этому поводу блогер и консультант по личному развитию Марк Мэнсон: «Чтобы не волноваться о невзгодах, нужно волноваться о вещах более важных» 5.
Поэтому в модели Вонга предназначение стоит на первом месте, а на поиск счастья намекает лишь четвертый элемент – удовольствие от достижения цели.
Мозг человека и цель жизни
Последние исследования в области нейробиологии показывают, что жизненная миссия обладает нейропротекторным действием6, то есть помогает сохранять здоровье мозга в зрелые годы. Еще одно исследование показывает, что твердое осознание своей цели приводит к снижению риска инсульта на 72% и сердечно-сосудистых заболеваний на 44%7. Чем же можно объяснить этот эффект?
1
Цель позволяет оторвать взгляд от самих себя и сосредоточить внимание на социально значимых результатах. Человек социальное существо, и природа поощряет его за это выбросом гормонов, которые в англоязычной литературе получили название “happiness trifecta”:
окситоцин поддерживает сопереживание и нейтрализует действие кортизола – гормона стресса;
серотонин регулирует настроение;
эндорфин уменьшает боль и повышает работоспособность.
2
Ясное понимание цели способствует сохранению ресурсного состояния. Хватаясь за всё и сразу, человек выгорает и выпадает в депрессию, потому что внутренние конфликты усугубляются.
Как помочь человеку найти свое предназначение
А теперь давайте подумаем, как же найти свое предназначение в жизни и помочь это сделать своим сотрудникам? Ведь если вы намерены совершить что-то важное и оставить заметный след в жизни других, то вам совершенно не нужны рядом люди, не понимающие, зачем они живут.
Бесцельность существования то и дело рождает инфантильные претензии к миру: «Мне все должны», «Нет ничего стоящего, ради чего я стал бы выкладываться», «Кому это надо?». Неприкаянность, одиночество и токсичность таких людей особенно бросается в глаза тем, кто уже нашел «дело всей своей жизни». Но это не значит, что вы не можете им помочь.
Поддержите сотрудников в их поиске предназначения. Для беседы можно использовать диаграмму Икигай, в которой отражена японская философская система поиска смысла жизни. Аналогов Икигай в русском языке нет, но это слово можно приблизительно перевести как «причина, по которой ты просыпаешься по утрам».
Диаграмма Икигай, предложенная иллюстратором Марком Винном
1
Обратите внимание на нейрофизиологические особенности человека. Один решает одну задачу долго и углубляется в детали, другому легче взять несколько небольших задач, у него хорошо получается переключаться с одной на другую. Третий отлично взаимодействует с людьми, опираясь на эмпатию, а его коллеге, напротив, понятней язык цифр и механизмов. Эти крайности – как полюса – уже содержат намек на то, к какому делу человек «предназначен».
2
Проанализируйте вместе то, чем он занимается с ранних лет. Приобретенные навыки надстраиваются над нейрофизиологическими особенностями, и человеку уже есть на что опереться. Для начала используйте «карту навыков». Попросите его выписать на листке бумаги всё, чем он занимался в течение своей жизни: например, составлял документацию, производил расчеты, писал тексты и т. д. Затем предложите ему проранживать список по следующим критериям:
то, что не нравится делать;
то, за что платили ранее;
то, чем мог бы заниматься бесплатно.
«То, за что платили ранее» покажет востребованность навыка – отклик тех людей, которые готовы покупать сформированные умения и навыки. Даже если у человека есть чувство обесценивания его работы, все равно перечисление тех действий, которые приносили ему прибыль, станут для него полезным опытом. Например, если ему всегда платили за навыки переговорщика, то неважно, где и как это происходило: в продажах, PR-консалтинге, на тренингах или во время предвыборных кампаний. Ведь это одно и то же действие – налаживание контактов для достижения результата. И вот вычленив «основу основ», вы подвели человека к осознанию своей предрасположенности к работе.
3
Определите теперь вместе то, что человек хотел бы в себе изменить, чтобы стать лучше в своем представлении. Прояснить ценности можно с помощью психологических и коучинговых диагностических методик. У сотрудника появится перечень задач, которыми он хотел бы заниматься и которые у него уже хорошо получаются. Этот перечень – зона его ближайшего развития.
Зона ближайшего развития – это область, с задачами которой сотрудник еще не справляется самостоятельно, но может справиться при вашей небольшой поддержке.
4
Попросите сотрудника описать сценарий, когда его предрасположенность превращается в умение, делающее его востребованным. Определите для этого сценария первую фазу – что должно произойти, чтобы сотрудник мог стать еще лучше в том, с чем уже неплохо справляется.
В одной из статей наши коллеги предложили альтернативу обычному индивидуальному плану развития (ИПР) – инструмент-карту
«Я – ЗАВТРА». Но перед тем как приступить к заполнению такой карты, вам понадобится выбрать направление беседы. Так пусть же ваш выбор будет верным с точки зрения и смысла для бизнеса, и смысла для человека!
Цель по росту, или Стадия вызревания
Исследователи Northwestern Mutual отмечают в отчете Planning & Progress Study 2019, что большинство американских сотрудников, родившихся в период 1997-2012 гг., видят успех как «наслаждение своей карьерой». Три вещи, которые они определили как улучшающие качество их жизни:
иметь больше денег (50%),
быть более уверенным или самостоятельным (27%),
делать работу, которая нравится (24%).
По сути, это первое поколение, которое так сильно ориентировано на карьерный успех. Стоит отметить, что сильная сторона так называемых центениалов – необычайная пластичность и адаптивность при постоянной смене интересов. Молодые люди привыкли жить в постоянно меняющейся среде. Они жаждут новых вызовов, ищут интересную работу, стремятся к мечте. Но эйфория от достижений быстро проходит, и если нет постоянного движения вверх, то всё превращается в рутину, снова «перемен требуют наши сердца». Для руководителей эти амбиции означают сравнительно большую текучесть кадров.
Но за постоянным стремлением «идти только вверх», как в случае «погони за счастьем», может скрываться дефицит совсем другого свойства. Молодым сотрудникам сложно вырабатывать выходящие за пределы их жизни глубокие смыслы. Намного сложнее, чем предыдущим поколениям. Если посмотреть в срезе российской действительности, то их ценностный релятивизм становится понятен: дедушки и бабушки застали годы КПСС, отцы и матери наблюдали за либеральными реформами, а перед ними и их сверстниками возник целый ряд глобальных этических проблем, которые до этого никогда и никем не решались, но которые могут влиять на выживаемость всего человечества. Поэтому именно они в наибольшей степени нуждаются в том, чтобы вы поддержали их в поисках настоящей цели.
Мы не предлагаем заменить карьерный коучинг на лайф-коучинг, но считаем, что в определенных обстоятельствах они могут стать «дуэтом», который поможет людям обрести себя в их работе.
1Такую формулу счастья можно найти, например, в книге Марии Хайнц «Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым».
2Spicer, A. & Cederström, C. (2015). The Research We’ve Ignored About Happiness at Work // Harvard Business Review. July 21.
3Mauss, I. B., Tamir, M., Anderson, C. L, Savino, N. S. (2011). Can seeking happiness make people unhappy? Paradoxical effects of valuing happiness // Emotion. Aug, 11(4):807-815.
4Wong, P.T.P. (2011). Positive psychology 2.0: Towards a balanced interactive model of the good life // Canadian Psychology, 52(2), 69–81.
5Мэнсон, М. (2020). Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо. М.: Альпина Паблишер.
6Boyle, P. A., Buchman, A. S., Barnes, L. L., Bennett, D. A. (2010). Archives оf General Psychiatry. Vol. 67(3). 304-10.
7Koizumi, M., Ito, H., Kaneko, Y., Motohashi, Y. (2008). Effect of having a sense of purpose in life on the risk of death from cardiovascular diseases // Journal of Epidemiology. Vol. 18(5):191-6.