Принцип пирамиды Минто | блог Новая Эпоха Управления
Развитие людей

Пирамида Минто. Аналитический сторителлинг

Как использовать пирамиду Минто при создании программ обучения

10 мин
3629

Пирамида Минто обложка

Порой случается, что, руководствуясь самыми благими намерениями, мы делаем обучение неподъемным для нашей целевой аудитории. К примеру, перегружаем обучающихся информацией, наполняя одно занятие как избыточным количеством сложных теорий, даже если они не связаны друг с другом или же, наоборот, дублируют друг друга.

Чтобы информация была понятной для обучающегося, можно представить набор фактов, теорий и примеров в виде истории с четкой логикой повествования. Должно быть, многим уже знаком прием сторителлинга, однако истории необязательно должны быть повествовательными, с героем, который преодолевает препятствия и добивается цели.

Существует также и аналитический сторителлинг – когда данные компонуются определенным образом, создают «сюжет» и доносят до читателя или слушателя определенную мысль. Его можно применять для обучения или для любых текстов, которые мы создаем. Один из самых известных методов аналитического сторителлинга – Пирамида Минто.

Барбара Минто и ее пирамида

Модель получила название по имени Барбары Минто, ставшей в свое время первой женщиной-консультантом в компании McKinsey. Её способности к написанию отчетов и структурированию информации были высоко оценены в организации. Секрет мастерства Барбары при этом раскрывается просто.

В процессе своей работы она заметила, что информация воспринимается лучше, если отдельные мысли логически связаны друг с другом и выстроены иерархически – в виде пирамиды – от общего к частному. Так работает наше мышление: перед тем как вникнуть в детали, мы хотим уловить общую мысль, понять, о чем будет идти речь дальше.

Причем Минто предложила применять свою пирамиду не просто для структурирования уже готовых текстов, а скорее как инструмент, который «поможет разобраться в том, что вы думаете <…> вытащить из головы информацию, о которой вы даже не представляли <…> работать и придавать форму этой информации, пока она не станет кристально понятной»1. То есть пирамиду можно применять уже на той стадии, когда вы начинаете собирать информацию, она поможет вам обобщить идеи и избавиться от ненужной информации.

При работе с пирамидой Минто нужно следовать трем главным правилам:


Главная идея каждого уровня должна обобщать идеи, сгруппированные уровнем ниже. При этом не стоит формулировать главную идею в виде бессмысленного обобщения «существует три способа делегирования». Вместо этого лучше подумать, какую мысль вы хотите донести, перечисляя эти способы.

Идеи в каждой группе всегда должны быть одного вида и объединены на одном и том же основании. То есть в тексте не может быть групп идей, которые говорят об овощах, фруктах и стульях.

Идеи в каждой группе должны идти в логической последовательности. Например, их можно распределить в хронологической последовательности или с помощью сравнения какой-то характеристики.

Первый уровень. Вершина

Первым шагом Минто предлагает ввести читателя в курс дела и поставить вопрос, ответ на который будет развернут далее тексте. Здесь можно применить классический сторителлинг – рассказать ситуацию, с которой знакома целевая аудитория.

Пирамида Минто

Истории помогают привлечь внимание читателя/слушателя и вызвать доверие к автору.  На это указывает специалист в области нейроэкономики Пол Зак. По его словам, когда мы слушаем захватывающие истории, в нашем организме вырабатывается окситоцин – гормон, под воздействием которого мы становимся склонными к доверию и сотрудничеству2. Поэтому захватывающая история помогает расположить и заинтересовать аудиторию, способствует формированию авторитета автора.

Минто советует начать введение со знакомой информации, с того, что не будет вызывать вопросов или возражений. Например, в обучении можно описать рабочую ситуацию участников. Кульминацией истории будет проблема, которую решает ваш материал.

Допустим, вы проводите обучение по теме «Делегирование для руководителей». В качестве ситуации можно описать разные виды задач, с которыми они сталкиваются, особый упор сделав на рутинных, которые занимают много времени, но не соответствуют квалификации управленца.  Из описанной ситуации вытекает следующая проблема: многие руководители либо не готовы делегировать простые задачи, либо недостаточно владеют инструментами, из-за чего тратят настолько драгоценный ресурс – свое время. В конце введения у аудитории должен возникнуть вопрос: что сделать, чтобы решить проблему?

Второй уровень. Главное утверждение

На следующем уровне вы даете ответ на вопрос, который был поставлен во введении. Это главная мысль, которая будет прослеживаться во всем материале.

Если мы озвучиваем ключевую идею текста в самом начале, слушателям легче её запомнить. Это явление называется «эффект края». Человек лучше запоминает информацию, находящуюся в начале или в конце материала. В примере выше главная мысль может звучать так: чтобы достигать стратегических целей в своей работе, руководители должны развить навык делегирования.

Третий уровень. Аргументы

После формулирования ключевого утверждения следует заняться аргументацией и уточнением деталей. Чтобы сформулировать аргументы, соберите все идеи в группы. Для этого Минто советует воспользоваться правилом MECE (mutually exclusive (ME) and collectively exhaustive (CE)):

Каждая мысль может попадать только в одну группу.
Вместе группы мыслей должны охватывать всю картину, ни одна мысль не должна остаться вне группы.


Между разными аргументами также должна прослеживаться логическая связь. Например, аргументы можно расположить в хронологическом порядке или, если вы сравнивали их по какой-либо характеристике, по уровню её выраженности. Также можно подытожить один аргумент, переходя к следующему, снабдить текст связками.

Ориентироваться в материале помогут подзаголовки. При этом стоит помнить, что подзаголовки не должны повторять главную идею каждого абзаца. Лучше, если они будут только отсылать к ней, тогда читатель сможет составить представление о тексте, пробежавшись по подзаголовкам, но у него все равно останется мотивация прочитать его полностью.

В случае с примером о делегировании задач в качестве аргументов можно приводить отдельные инструменты обучения. То есть, как главное утверждение мы зафиксировали ценность самого обучения для участников, а в качестве аргументов рассматриваем, каким образом конкретные инструменты делегирования помогут им распоряжаться своей нагрузкой.

Умение представить информацию в четкой и понятной структуре, подобной той, что предлагает Барбара Минто, – стандарт в работе консультанта. Крупные консалтинговые компании славятся своими емкими и понятными отчетами и презентациями, многие из них предлагают отдельные услуги по оформлению отчетов или бизнес-презентаций или же обучают этому навыку других.

Причем, если пирамида Минто – это тот подход, который используется именно в McKinsey, он далеко не единственный, но основные его принципы довольно универсальны – главная мысль формируется в самом начале текста, остальные мысли подтверждают ее и дополняют деталями.

Например, в BITOBE  есть свой подход к созданию бизнес-презентаций, которому мы обучаем других с помощью онлайн-курса и отработки материала на практике при создании реальных рабочих презентаций.

Как и в случае с пирамидой Минто, сначала мы учим определять цель презентации, которую вам предстоит подготовить. Для этого мы предлагаем снять запрос с руководителя, которому предназначена презентация. Затем предстоит продумать структуру или «сюжет» презентации в виде сторилайна. Это последовательность слайдов, которая учитывает, которого вы хотите добиться от презентации.

Так же, как и в работе с пирамидой Минто, первым шагом создается структура будущей презентации, а уже потом подбирается материал – это помогает разобраться со своими мыслями и представить их в понятном для целевой аудитории виде.

Может показаться, что сам подход, где ключевая мысль формируется в начале текста или презентации, довольно очевидный, но здесь важен именно подготовительный этап – опираясь на пирамиду Минто или другую модель, вы сможете выделить ключевые идеи, подумать, без каких мыслей не обойтись, а какие будут только сбивать целевую аудиторию. Это поможет не только создать качественный текст или презентацию, но и расширить свое понимание предмета.

Анна Макшанова, методолог BITOBE


Как можно использовать пирамиду Минто в обучении


При разработке занятия или тренинга по отдельной теме, как в примере, который приводился выше. Тогда изучаемые инструменты и теоретические вопросы можно объединить одной общей мыслью, «сюжетом», с помощью которого у участников сложится целостная картина.

При разработке отдельных материалов: лонгридов, кейсов, упражнений. Как и в случае с любым текстом, в структурированном виде учебные материалы будут легче восприниматься аудиторией.

В заданиях и упражнениях для участников. Если вспомнить таксономию Блума, способность проводить причинно-следственные связи и обобщать идеи – это уровни высокого мышления, которые мы стремимся развить в ходе обучения. Поэтому саму пирамиду можно использовать для отдельных заданий и упражнений – необязательно полностью погружать участников обучения в теорию, но вполне можно рассказать об основных принципах и, например, дать задание обобщить пройденный материал.

Важно знать, что лучше всего пирамида работает, когда вы можете сформулировать одну мысль, которую хотите донести с помощью обучения. Поэтому, если ваша модель обучения состоит из нескольких тем, не стоит пытаться объединить их искусственно – возможно, будет лучше работать классический сторителлинг или какие-то элементы геймификации.



1Barbara Minto “MECE: I invented it, so I get to say how to pronounce it” (https://www.mckinsey.com/alumni/news-and-events/global-news/alumni-news/barbara-minto-mece-i-invented-it-so-i-get-to-say-how-to-pronounce-it)

2Zak P. J. (2015). Why inspiring stories make us react: the neuroscience of narrative. Cerebrum : the Dana forum on brain science, 2015, 2. (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4445577/)