В статье, подробно описывающей механику и возможности пирамиды Дилтса, иерархической модели из взаимно влияющих друг на друга логических уровней, помогающей находить причины проблем и необходимое решение для их устранения, был отмечен важный момент. Создатель пирамиды, бизнес-консультант и коуч Роберт Дилтс, автор и соавтор нескольких десятков книг и статей по НЛП, не скрывал, что со временем будет дополнять свою модель.
Один из вариантов расширенной версии пирамиды ее разработчик снабдил комментариями во время одного из своих семинаров для коучей. На схеме появились новые слова – душа и эго. Дилтс объяснил, какое значение они имеют в контексте его модели.
Авторская логика целеполагания
В первой статье про пирамиду Дилтса авторы рассказали, как самостоятельно двигаться по логическим уровням снизу вверх, когда речь идет о целеполагании. В этом материале приведена последовательность действий в обратную сторону, по «рецепту» создателя модели. Применяется при работе человека с коучем.
Первый уровень – озвучивание цели. К примеру, человек признается, что хочет зарабатывать больше.
Второй уровень – определение ценностей и убеждений. На вопрос, зачем ему нужно больше зарабатывать, он отвечает, что хочет быть успешным. Значит, успех – это его ценность.
Другой вариант – на вопрос «зачем?» человек отвечает, что хочет чувствовать себя более защищенным. Тогда защищенность, безопасность – его ценность.
Если задать вопрос «а почему это важно?», получите убеждение. Например, это важно, потому что позволит Обеспечить все свои потребности.
Третий уровень – определение способностей. Когда с набором ценностей и убеждений все понятно, появится вопрос «как ты это будешь делать?». Ответ ведет к «раскадровке». Появляется план шагов по достижению цели. И это уже логичный переход на следующий уровень.
Четвертый уровень – определение действий – а что именно нужно делать?
Пятый и шестой уровни Дилтс объединяет вместе. По его словам, ответы на вопросы «что?», «когда?» и «где?» определяют контекст (окружающую среду) и в зависимости от этого детализируют и корректируют действия предыдущего этапа.
Эго плюс душа
Заметили, что в указанном алгоритме отсутствует уровень, который на схеме отмечен словом «идентичность»? В дополненной модели Дилтса раскрывать идентичность помогают два обозначения – одно с правой, другое с левой стороны от пирамиды – эго и душа.
Эксперт отметил, что его понимание эго не является калькой с термина, выведенного гуру психоанализа Зигмундом Фрейдом. С точки зрения Дилтса, это осознание своей уникальности, неповторимости, индивидуальности.
Слово «душа», выведенное противоположностью эго, автор пирамиды не связывает с религией. Для него это значит быть частью чего-то большего, принадлежать к человеческой расе, к определенной культуре.
Почему важен баланс? Потому что люди, у которых перевешивает эго, высокомерны, слишком много думают о себе, равнодушны к другим, жаждут только брать. К хорошему это не приводит.
А те, у кого перекос в сторону души, кто видит смыслом своего существования только служение высшей цели, не думает о себе как индивидууме, готов постоянно только отдавать – долго не протянут. Они обречены на одиночество и полное игнорирование со стороны окружающего мира.
Зато, по словам Дилтса, когда мы полностью проявляемся в этих двух составляющих, то усиливаем их. И в качестве полагающейся награды – проживаем свою собственную жизнь, а не чью-то чужую, делаем то, что любим, чувствуем себя живыми на все 100 процентов.
Восхождение или нисхождение по уровням пирамиды ее создатель предлагает начинать именно с определения уровня баланса между эго и душой. С этой диагностики можно стартовать в область саморазвития. Или в поле решения проблем и в пространство стратегирования.
Движение к идеальному результату по пирамиде логических уровней, по мнению Дилтса, должно происходить с одинаковой скоростью как справа (эго), так и слева (душа). Чтобы во время постановки целей включалось не только видение, но и амбиции. Чтобы на уровне идентичности человек ощущал себя не только частью великой миссии, но и осознавал ту роль, которую предстоит сыграть именно ему. Чтобы на стадии, когда задается вопрос «как добиться цели?», в ход шел не только разум, но и эмоциональный интеллект, а анализируя контекст (окружающую среду), можно было видеть не только опасности и ограничения, но и возможности.