Личностные опросники являются в психологии и бизнесе важным инструментом для изучения характеристик и особенностей личности человека. Две основные категории личностных опросников – нормативные и ипсативные – предлагают различные подходы к оценке личности. Давайте рассмотрим суть каждой категории, их преимущества и ограничения.
Нормативные опросники
Нормативные опросники состоят из утверждений, каждое из которых участнику предлагается оценить по определенной шкале. Как правило, используется шкала Лайкерта, дихотомическая шкала или балльная шкала. При этом утверждение, которое участник оценивает, относится к определенному качеству.
В инструкциях к таким опросникам чаще всего дается установка на быстрый ответ, который первым приходит респонденту в голову. Это запускает в работу быструю систему мышления, которую описал психолог Даниэль Канеман в своей книге «Думай медленно, решай быстро». Подробнее о быстрой и медленной системе Канемана можно прочитать здесь.
Ключевая особенность нормативного формата заключается в том, что опросники такого типа позволяют измерить абсолютную выраженность измеряемого качества и сравнить с нормативной группой, то есть сравнить людей между собой1.
Стоит отметить, что личностные опросники именно этой категории были использованы для создания российской Системы оценки ЭРА.
Преимущества нормативных опросников:
Ограничения нормативных опросников:
Ипсативные опросники
Ипсативные опросники относятся к методикам вынужденного выбора (forced-choice testing). Участнику предлагается из нескольких вариантов выбрать наиболее подходящий для него. Каждый вариант ответа относится к разным измеряемым качествам. При этом варианты ответов уравновешены по социальной желательности. Необходимость сделать выбор между несколькими суждениями запускает в работу медленную систему по Канеману.
Ключевая особенность ипсативного формата заключается в том, что опросники такого типа позволяют измерить выраженность качества относительно других качеств того же человека, т. е. измеряют внутриличностное соотношение качеств (Hicks, L. E).
Преимущества ипсативных опросников:
Ограничения ипсативных опросников:
Стоит отметить, что перечисленные недостатки характерны для ипсативных опросников, предполагающих стандартные технологии обработки. Данные ограничения могут быть преодолены благодаря моделям современной теории тестирования – Item Response Theory (IRT)3 4. Применение IRT помогает преобразовать ипсативные данные в нормативные.
Применение опросников
Опросники разных форматов могут быть использованы для различных целей. При этом мнения о том, для каких задач стоит их использовать, также расходятся.
Одни считают, что благодаря тому, что ипсативный формат помогает снизить социальную желательность, их следует применять в ситуации высоких ставок, например при отборе кандидатов. Другие убеждены, что при отборе стоит использовать нормативные опросники, так как они позволяют сравнить респондентов между собой и тем самым отобрать кандидата с наиболее проявленными нужными качествами.
По мнению экспертов BITOBE, как нормативные, так и ипсативные опросники могут применяться для решения всех задач – как развития, так и отбора – при должном уровне разработки и апробации инструмента. Вместе с тем ситуация на рынке инструментов оценки позволяет предположить, что в будущем все больше методик будет основано на ипсативном формате с преобразованием данных в нормативные в IRT.
Конфиденциальность опросников
В завершение хотелось бы отметить, что каким бы ни был опросник, актуальным является и вопрос хранения данных. Нормативные и ипсативные опросники помогают измерить выраженность качеств человека в сравнении с собой или в сравнении с нормативной группой – эта информация о различных моделях поведения и предпочтениях, позволяющая прогнозировать действия человека.
Как следствие, источник хранения данных должен стать не менее важным критерием при выборе провайдера, предлагающего оценочные инструменты.
1Hicks, L. E. (1970). Some properties of ipsative, normative and forced-choice normative measures. Psychological Bulletin, 74, 167-184.
2Bowen, Chieh-Chen & Martin, Beth & Hunt, Steven. (2002). A Comparison of Ipsative and Normative Approaches for Ability to Control Faking in Personality Questionnaires. International Journal of Organizational Analysis. 10. 240-259. 10.1108/eb028952.
3McCloy, R. A Silk Purse From the Sow's Ear: Retrieving Normative Information From Multidimensional Forced-Choice Items / R. McCloy, E. Heggestad, C. Reeve // Organizational Research Methods, 2005. – № 8. – P. 222– 248.
4Bartram, D. Increasing validity with forced-choice criterion measurement formats / D. Bartram // . International Journal of Selection and Assessment. –2007. – № 15. – P. 263–272.