Корпоративная система ценностей | блог Новая Эпоха Управления
Система управления

Красота как корпоративная ценность

Как синхронизировать внешнее и внутреннее позиционирование компании естественным образом

12 мин
528

Красота как корпоративная ценность

«Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой». Эта фраза, принадлежащая французскому писателю Виктору Гюго, лишь одно из многочисленных высказываний знаменитостей, посвященных красоте. Может ли красота в современном мире стать одной из корпоративных ценностей? Ответ на этот вопрос не так давно искала компания RBI вместе с командой BITOBE.

Группа RBI – девелоперская компания с 30-летней историей. У нас много предметов для гордости: это наши уникальные проекты, которые становятся украшением города, это профессиональные и душевные люди, которые у нас работают, и это особенная корпоративная культура, развитием которой мы осознанно занимаемся. Важным элементом нашей культуры являются ценности. До недавнего времени их было три – сотрудничество, увлеченность, надежность. Эти ценности родились в ходе долгих дискуссий и наполнены совершенно небанальными смыслами. К примеру, наша ценность «сотрудничество» раскрывается такими словами: «Мы верим в радость человеческого общения. Мы ценим чувства и эмоции других людей и стараемся их понять. Мы полагаемся на разумность и добрые намерения людей вокруг нас». Для нас за этим стоит очень многое… Этим трем ценностям более пяти лет, и свой вклад в формирование культуры, влияние на поведение людей они внесли в полной мере и продолжают вносить. Тем не менее, возникновение запроса на развитие этой системы, появление в ней новых элементов и смыслов, которые бы выступили триггерами эволюции корпоративной культуры, было вопросом времени.
Павел Филиппов, вице-президент по корпоративному развитию Группы RBI


Что такое корпоративные ценности? Это система общих моральных, этических и профессиональных принципов, которые определяют поведение и деятельность организации. Они являются своего рода философией бизнеса, которая помогает реализовывать долгосрочную стратегию развития и успешное взаимодействие с клиентами и партнерами.

Зачем ценности нужны компании и сотрудникам? На этот вопрос есть несколько ответов.

Определение цели и миссии. Корпоративные ценности помогают сформулировать и утвердить цель и миссию компании. Они определяют, чего компания стремится достичь и какими путями она это делает. Это способствует единству ориентиров и помогает сотрудникам понять, на что они нацелены.

Культура и идентичность компании. Корпоративные ценности формируют уникальную культуру компании, которая отличает ее от других организаций. Она выступает в качестве личности компании, привлекая подобно мыслящих и разделяющих её ценности сотрудников.

Принятие решений. Корпоративные ценности служат важным ориентиром при принятии решений. Когда ценности четко определены, они помогают сотрудникам и руководству делать выбор в соответствии с общими целям компании.

Привлечение и удержание талантов. Компании с ярко выраженными и привлекательными корпоративными ценностями обычно притягивают талантливых сотрудников, которые разделяют эти ценности. Таким компаниям легче удерживать своих сотрудников, так как они чувствуют себя частью крупной миссии.

Согласованное поведение и работа в команде. Когда у всех сотрудников компании есть общие ценности, это способствует единому поведению и согласованной работе в команде, что уменьшает вероятность конфликтов и создает сильную, сплоченную рабочую среду.

Развитие бренда и имиджа. Когда компания живет в соответствии со своими ценностями, это влияет на ее бренд и имидж. Стройная компания с четкими ориентирами вызывает доверие и уважение у клиентов, партнеров и общественности.

Корректировка набора ценностей

Набор ценностей может корректироваться в зависимости от влияния внешней среды или внутренних потребностей. Такая потребность возникла у компании RBI, когда в результате очередного аудита корпоративного бренда было выявлено различие между внешним и внутренним позиционированием.

Внешнее позиционирование RBI


Стиль

Дороговизна

Респектабельность

Эстетика

Внутреннее позиционирование RBI

Теплота
Близость
Сотрудничество
Доверие

Возник вопрос, нет ли потенциала в том, чтобы это как-то гармонизировать? Первая реакция – не надо смешивать две Вселенные. Внутри может быть одна культура, одна атмосфера. А то, что клиент видит снаружи, это совсем другая история. 

Размышляя об этом, мы согласились, что никакой беды в наличии двух миров нет. И при этом, отвечая себе на вопрос, есть ли потенциал в том, что они будут как-то синхронизированы, предположили, что скорее есть. Стали размышлять, что бы могло эти миры соединить. В какой-то момент появилась идея, что это могло бы соединиться некоей единой корпоративной ценностью.

Мы от HR предложили назвать эту ценность «Красота». Потому что это очень емкое понятие, которое позволяет нам работать не только с внешним аспектом, но и с внутренним. Красота – это многогранная сущность, в которой помещается красота объекта, красота намерения, красота мысли, красота решения, красота процесса, красота человека, в конце концов.

Павел Филиппов

С первой попытки договориться о внедрении новой ценности не удалось. Во время обсуждения выяснилось, что часть руководителей считает, что «красота – в глазах смотрящего», что это «вкусовщина» и что для ценности компании больше бы подошло другое название – «Эстетика».

Опыт «первого раунда переговоров» показал, что тему красоты не удалось раскрыть настолько глубоко, чтобы люди смогли прочувствовать ее многогранность. Это было учтено при составлении программы сессии, в разработке которой участвовала команда BITOBE.

Чтобы раскрыть тему красоты, были приглашены мотивационные спикеры.  Про красоту в искусстве участникам сессии рассказала искусствовед Елена Абрамова. Внимание на красоте общения и взаимодействия акцентировала эксперт по этикету Надежда Коломацкая. Тему красоты в бизнесе постарался раскрыть генеральный директор и совладелец ГК «КОРУС Консалтинг» Александр Семенов. Свою долю в создание атмосферы глубокого погружения в красоту внес протоиерей Александр Сорокин. Ниже представлены тезисы выступлений спикеров.

О красоте в искусстве


Красота относится к категории вечных ценностей и не является какой-то культурной надстройкой. Она всегда была в человеке и соприкасается с такими категориями, как добро, истина, справедливость.

Противоположностью красоты является безобразие. Безобразие необходимо, чтобы ярче чувствовать красоту, так же как тьма необходима, чтобы ярче чувствовать свет.

Для того чтобы судить о красоте, нужно прислушиваться к профессионалам и развивать собственный вкус.

Нашему мозгу красота необходима – она нам приятна, она дарует нам удовольствие, приближает нас к переживанию счастья, заставляет нас проявлять лучшее, что в нас есть. Это происходит при созерцании любого произведения искусства. Об этом важно знать и этим нужно пользоваться.

О красоте взаимодействия


Когда мы начинаем какое-то взаимодействие, мы приветствуем человека – подаем ему руку. В прошлом это был жест про безопасность: смотрите, я безоружен. Сейчас это жест про уважение.

Красота общения в цивилизованном мире стала приравниваться к познанию себя и к познанию других.

Есть этика, а есть эстетика. Этика – наука о морали. Эстетика – наука о красоте. А еще есть сформулированные нормы и правила взаимодействия людей друг с другом с учетом этики и эстетики. Таким образом был сформирован этикет.

О красоте в бизнесе


Красота дает энергию тем, кто готов ее бесконечно отдавать, а не постоянно брать.

Бизнес – это инструмент влияния на мир. В мире много энергии. Задача бизнеса – раскрыть эту энергию для человека.

Человек может использовать бизнес для того, чтобы больше влиять на мир, а мир в ответ будет больше отдавать ему энергии.

Красивый бизнес – это мост между миром человека и миром в целом.

Красивый бизнес создает энергию.

Адепты эстетики и амбассадоры красоты

Организаторы сессии рассчитывали на то, что смогут донести смысл понятия «Красота», чтобы у участников она больше не ассоциировалась с вкусовщиной. При этом они не исключали, что люди, уже высказавшиеся в пользу эстетики, могут остаться при своем мнении.

После обсуждений, прошедших вслед за выступлениями спикеров, было проведено финальное голосование. Мнения разделились точно поровну. Адепты эстетики свое мнение не переменили.

Аудитории было важно не потерять аспект эстетики. Тогда мы решили – пусть будет ценность «Красота и эстетика». От этого мы ничего не потеряем, а только приобретем.
Павел Филиппов

На следующем этапе историю появления новой ценности озвучил президент и владелец Группы RBI Эдуард Тиктинский на общем собрании сотрудников. Во второй части собрания был организован групповой процесс, чтобы все могли отнестись к «Красоте и эстетике» в различных ее проявлениях. Для проведения этой части программы RBI пригласила бизнес-тренера Маргариту Фулвари. В конце собрания объявлено о формировании «Клуба амбассадоров красоты», который быстро наполнился желающими довести этот процесс до практического воплощения. Амбассадоры сгенерировали невероятное количество идей и контента – как эту красоту дальше развивать, транслировать, масштабировать, чтобы люди действительно руководствовались ценностью при принятии решений.

Далее сформулированные фокус-группой «Амбассадоров Красоты» поведенческие маркеры ценности «Красота и эстетика» были отправлены на общее голосование всех сотрудников компании и выбраны топ-5 из них. В настоящее время ведется работа по пропитыванию организации новой ценностью с помощью различных средств коммуникации, но на уровне риторики результаты уже видны. Слова «красота/эстетика», «красиво/эстетично», «некрасиво/неэстетично» стали звучать все чаще и в переговорных, и в коридорах компании. К чему это приведет, время покажет, но в этом уже много красоты».

Инсайт от заказчика:

«Команда BITOBE справилась с поставленной перед ней задачей. Результат был хороший. Тот, который мы ожидали. Где-то коллеги даже превзошли ожидания. К примеру, когда развесили цитаты про красоту, с которыми каждый мог соприкоснуться. 

Хороший был ход с приглашенными спикерами. Для кого-то мнение уважаемого эксперта имело большое значение.

Хочу также отметить участие директора по развитию BITOBE Наталии Боровиковой. С ней было комфортно работать на этапе формирования концепции процесса. Она легко улавливала нюансы контекста и все пожелания. Наталия – мудрый, опытный, проницательный партнер, который понимает, что ты хочешь, что ты имеешь в виду».