Аутплейсмент: укрепляем имидж компании | блог Новая Эпоха Управления

Коучинг при увольнении

9 мин
1494
Обложка для статьи коучинг при увольнении

Оглавление:

Фраза, которую не захочет услышать ни один сотрудник, звучит как «Вы уволены». Увольнение вызывает стресс из-за страха перед будущим. Тем не менее, иногда компаниям приходится прощаться даже с самыми заслуженными сотрудниками или менеджерами высшего звена. В таких случаях увольнение может негативно сказаться не только на бывшем коллеге, но и на самой компании: помимо усложнения процессов после потери ценного сотрудника, организация может столкнуться с проблемами в поддержании своей репутации и психологического климата в коллективе.

Однако существуют инструменты, позволяющие минимизировать неприятные последствия увольнения для обеих сторон. Один из таких инструментов – аутплейсмент – представляет собой социально ответственный подход бизнеса к оффбордингу.

Аутплейсмент как экологичное расставание

Каждая компания неизменно сталкивалась с увольнениями сотрудников, увольнения могли происходить по разным причинам: сокращение рабочих мест, допущенные ошибки и некомпетентность или же работа в угоду конкурентам.

Иногда возникают ситуации, когда расставание сопровождается, скажем так, громкими претензиями и даже скандалами, которые наносят существенный ущерб бренду. Например, две с половиной сотни бывших сотрудников одной пивоваренной компании в Британии написали открытое письмо руководству, заявив, что культура их компании «токсична» и не соответствует декларируемым ценностям. Руководство заверило, что примет эту критику во внимание, но негатив уже выплеснулся наружу и привлек внимание СМИ. Можно вспомнить и нашумевшую историю с пермской IT-компанией, когда рассылку об увольнении получили почти 150 человек. Решение было принято на основе Big Data: алгоритм посчитал их «невовлечёнными и малопродуктивными». Глава компании признал, что его обращение могло выглядеть «неуважительным» и вызвать эмоциональную реакцию. То, что должно было, по его мнению, восприниматься с иронией, показалось людям обидным.

Аутплейсмент – это процедура освобождения работником своего рабочего места (от англ. «out» и «place»), при которой работодатель максимально способствует благоприятному устройству дальнейшей судьбы своего бывшего сотрудника.

Увольнять людей принято по-разному, но в каких-то моментах современная культура взаимоотношений компании и сотрудника требует от бизнеса проявления заботы о дальнейшем будущем уволенных работников. Подобная забота заключается в процедуре аутплейсмента.

Основная цель аутплейсмента – максимально благоприятное «расставание» компании с сотрудником, при котором она сохраняет свою репутацию и отношения с ним, а уволенный по достоинству оценивает приобретенные компетенции и опыт, чтобы успешно реализовать свой потенциал на новом месте работы. Процесс аутплейсмента может быть как групповым, так и индивидуальным, однако, поскольку обычно компания берет на себя расходы, в большинстве случаев аутплейсмент предпринимается именно в индивидуальном порядке для высококвалифицированных специалистов или руководителей1. Таким образом компания поддерживает свой HR-бренд и отношения с бывшим сотрудником, который в будущем может стать клиентом или партнером.

Почему коучинг при увольнении так важен?

Аутплейсмент может включать в себя множество этапов и процедур, но особое внимание стоит уделить коучингу. Коучинг при увольнении подразумевает под собой как работу с руководителем, так и с увольняемым им сотрудником. Основная работа коуча направлена на устранение психологических переживаний и построение дальнейшей карьерной стратегии увольняемого. Конечная цель коучинга при увольнении – это успешное построение карьеры сотрудником уже в новом месте.

Основная задача коуча в работе с руководителем – убедиться, что сотрудник будет правильно извещен о своем увольнении. Это необходимо для того, чтобы сотрудник мог перейти к поиску нового места работы, не вступая в возможные конфликты с представителями компании.

Стоит отметить, что коуч ни в коем случае не берет на себя функций HR-специалиста и не сообщает сотруднику о его увольнении, поскольку это может затруднить дальнейшую совместную работу. Также чаще всего для аутплейсмента нанимают внешних коучей, поскольку они могут обладать большей экспертизой в вопросе увольнений. Кроме того, отношения с увольняемым с большей вероятностью сложатся хорошо, если коуч не будет связан с его местом работы.

Аутплейсмент, помощь коуча, основные шаги
Когда сотрудник уже получил извещение о своем увольнении, коуч может перейти ко второму этапу своей работы. Теперь его главная задача – помочь преодолеть эмоциональное потрясение и подготовить к успешному поиску нового места работы.

Аутплейсмент — работа коуча с увольняемым
Коуча не следует путать с консультантом по подбору персонала, он лишь направляет уволенного сотрудника и не может давать гарантий по его успешному трудоустройству. При обсуждении своих услуг коучу следует проявлять осторожность и не пытаться продать услугу с помощью ложных обещаний2. Уволенного стоит проинформировать обо всех факторах, которые могут затруднить поиск работы. Но в любом случае сам поиск сотрудник проводит самостоятельно.

Преимущества аутплейсмента

Почему же компании может оказаться выгодным вкладываться в коучинг сотрудника, который больше не работает? Аутплейсмент – новая практика, она укрепляет имидж компании, показывая рынку, что это социально ответственный бизнес. Основные преимущества аутплейсмента заключаются в том, что он:


Помогает укреплять HR-бренд компании для потенциальных соискателей

Помогает укреплять корпоративную культуру внутри компании

Помогает сохранить мотивацию остальных сотрудников

Усиливает репутацию компании среди клиентов и инвесторов

Помогает избежать неприятных ситуаций, связанных с увольнением

Помогает оставаться на связи с квалифицированным кадром и привлечь его в будущем

Сохраняет отношения с бывшим сотрудником как возможным клиентом или бизнес-партнером компании


1Stacho, Z., Stachová, K. (2015). Outplacement as Part of Human Resource Management // Procedia Economics and Finance. Vol. 34. Pp.19-26.

2Hillmann, J. (2006). Outplacement-Coaching bei Jobverlust Erfahrungsbericht eines Coaches // Organisationsberatung Supervision Coaching. N 13(3). Pp.251-269.

Читайте также по теме: