Как управлять людьми в кризис | блог Новая Эпоха Управления
Коммуникации

Коммуникация с сотрудниками в период кризиса

Формируем готовность компании отвечать на новые вызовы

7 мин
976
Обложка для статьи коммуникация с сотрудниками в период кризиса

Буквально за считанные дни российские компании столкнулись с ситуацией, когда нужно оперативно решить большой объем важных бизнес-задач. Полагаем, что вы в первую очередь направите свое внимание на поиск новых поставщиков и возможностей финансирования, перестраивание логистических цепочек, аудит портфеля проектов и т. п. И, скорее всего, успешно справитесь с этим.

Однако важно, чтобы в этой обстановке не потерялся тот факт, что люди в организациях оказались под чрезвычайным давлением неопределенности, идеологических конфликтов, непроясненных позиций, новых и еще не до конца понятных им норм культуры. Неопределенность многими воспринимается как угроза безопасности, и люди реагируют на нее тремя типичными способами:

Три типичные реакция на неопределенность

Ни одна из этих типовых реакций не является желательным поведением: все они негативно сказываются на продуктивности команды. Как свести к минимуму негативные эффекты?


Создавайте сценарии общего будущего

Любой кризис характеризуется:


угрозой репутации,

элементом неожиданности,

ограниченным временем для принятия решения.

В таких случаях трудно прогнозировать будущее, но можно проанализировать разные его сценарии:


оптимистичный,

пессимистичный,

нейтральный,

драматически пессимистичный.

Чем больше командных сценарных сессий вы запланируете на разных уровнях, тем лучше. Даже если в конце концов реализуется драматически пессимистический сценарий, вы все равно будете знать, что у вас есть согласованное с коллективом решение. Наличие сценария обеспечивает скорость реакции. В этом плане показателен пример Shell, которая сделала в свое время неожиданный рывок в нефтяной отрасли. Одной из причин стала традиция проводить сессии по разработке различных сценариев. Когда на рынке случился очередной кризис, у компании уже был сценарий реагирования, который она быстро доработала и начала по нему действовать.


Отслеживайте эффективность своей коммуникации

Настройте систему сбора быстрой обратной связи, показывающую динамику настроения в компании, чтобы понимать, насколько эффективны ваши воздействия.


Если эмоциональный фон сотрудников выравнивается, значит, ваша коммуникация достигла цели.

Если настроение падает, а число негативных реакций растет, значит, коммуникация идет в противоречие с тем, что реально происходит в компании, и/или не объясняет людям, что будет дальше.

Пример мониторинга эмоционального состояния команды
Пример мониторинга эмоционального состояния команды

Нейтрализуйте токсичных сотрудников

Некоторые люди в кризисной ситуации проявляют не самые лучшие качества: конфликтуют, отвлекают, пытаются посеять панику. Возможно, они прекрасные специалисты, но издержки от их агрессии и катастрофического мышления могут намного превышать преимущества от их работы в компании. Поэтому:


предупредите их, что такое поведение недопустимо;

изолируйте от остального коллектива, например переведите временно на удаленку или отправьте в отпуск;

поговорите с ними о расставании, возможно, аутплейсмент будет самым «здоровым» решением в этих обстоятельствах.

Договоритесь о правилах информационной гигиены и новой этике

Расскажите о позиции компании и объясните, какое поведение будет поощряться, какое пресекаться, а где сотрудники смогут свободно реализовывать свою волю. Например:

Примеры этичного и неэтичного поведения в кризис

Беспокойство подталкивает людей все чаще заглядывать в соцсети и мессенджеры, и продуктивного времени для работы почти не остается. Кроме того, чем больше компания, тем выше вероятность столкновения разных взглядов. Объясните, что каждый может испытывать страх, гнев, стыд, но это не наделяет его правом унижать или оскорблять другого человека за его точку зрения. Договоритесь:

говорить прямо и честно, не замалчивать проблемы и оперативно информировать о переменах;
искать, предлагать и совместно обсуждать пути решения проблем.

В первое время у вас практически не будет ресурсов на проработку емких инструкций, новых стандартов и т. д. Поэтому сфокусируйтесь на выработке простых норм – чем лаконичнее и нагляднее, тем лучше.


Помогите людям вернуть контроль над своей жизнью

Если вы еще не вывели команду в офис, самое время сделать это. Многие признаются, что новости не дают им спокойно работать, а офис возвращает им утраченное чувство контроля и способность управлять своей жизнью. Организуйте коммуникационные сессии и модерируемые собрания, чтобы рассказывать людям, на чем компания сейчас фокусирует внимание. Такие встречи помогают пресечь распространение слухов, определить вопросы, которые больше всего волнуют коллектив, и сразу же ответить на них.

И наконец, самое главное – помните о принципе кислородной маски: вы не сможете помочь сотрудникам, если сами останетесь без кислорода и окажетесь в состоянии «бей», «беги» или «замри». Поэтому важно вовремя отрефлексировать эти типичные реакции и не дать себе совершить ошибку.


Читайте также по теме: