Что это такое?
Тренинг – целенаправленно организованные процесс и среда, способствующие развитию у участника компетенций для решения бизнес-задач. Срок жизни одной бизнес-компетенции в наши дни составляет в среднем 5 лет. Для сравнения: в 1984 году он составлял 30 лет.
Формат тренинга
Тренинг призван формировать навык, а для формирования навыка нужно время, потому что это психофизиологический процесс. Навык – это не знание того, как нужно делать, а умение выполнять действие легко и зачастую бессознательно. Это сближает навык с привычкой.
Структурные элементы деятельности
Как это работает?
Нервная система человека – это целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой регулирует деятельность всех органов и систем человека и обеспечивает реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.
Нейрон – это клетка, состоящая из ядра, тела и многочисленных отростков. Самые длинные, которые отвечают за передачу импульса, называют аксонами. Зоны контакта между ними называются синапсами, именно благодаря им образуются новые связи. Нейроны передают электрохимические импульсы по нейронной цепи по привычным связям с другими нейронами. При этом каждая из связей характеризуется синаптической силой, которая определяет, что будет происходить с электрохимическим импульсом при его передаче другому нейрону: усилится он, ослабнет или останется неизменным. Чем чаще передаётся сигнал, тем больше синаптическая сила, тем сложнее ее разрушить.
Навык в структуре освоения деятельности
Любая ваша мысль или действие формирует новые пути для электрических импульсов. При этом сигнал для образования новой связи должен преодолеть блок синапса. Это даётся сложнее всего в первый раз, но по мере повторения, когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся все прочнее и устойчивее, растёт само количество связей между нейронами. Именно так меняется нейронный контур, образуются новые нейронные структуры, в которые встраиваются новые убеждения, привычки, паттерны действий, навыки человека, то есть новое поведение. Таким образом, давая человеку определенные задачи и упражнения, направленные на изменение активности или/и структуры определенного нейронного контура, действительно можно изменить то, как проявляются паттерны поведения или навыки. И благодаря этой нейропластичности активность определенных отделов мозга и даже их структура могут меняться в ответ на новый опыт.
Что влияет на результат?
1
Время и повторяемость. Профессиональные тренеры сталкиваются с тем, что время на обучение неуклонно сокращается. Сначала на тренинг по продажам компании выделяли три дня, потом два дня, один день. Теперь появились попытки уложиться в полдня (в связи с производственной необходимостью).
Ключевое словосочетание – это «снова и снова». Постановка цели, уточнение и подтверждение, преодоление разногласий, переговоры, презентации, выявление потребностей. Для устойчивого формирования этих навыков нужны многочисленные и разные упражнения. Лучшее и качественное обучение – когда формированию навыка отводится определенное время, за которое могут сформироваться нейронные дуги. Если этого не происходит, то прежние более устойчивые нейронные связи преобладают и сотрудник быстро возвращается к привычным моделям поведения.
Ключевое словосочетание – это «снова и снова». Постановка цели, уточнение и подтверждение, преодоление разногласий, переговоры, презентации, выявление потребностей. Для устойчивого формирования этих навыков нужны многочисленные и разные упражнения. Лучшее и качественное обучение – когда формированию навыка отводится определенное время, за которое могут сформироваться нейронные дуги. Если этого не происходит, то прежние более устойчивые нейронные связи преобладают и сотрудник быстро возвращается к привычным моделям поведения.
2
Мотивация. Для формирования новых моделей поведения важна мотивация участника обучения. Чем он сильнее он стремится освоить навык, тем быстрее формируется новая нейтронная сеть. Если участники на тренинге не знают, зачем их направили, зачем им нужен этот навык, то шансы на формирование нового поведения начинают катастрофически падать.
Лучше всего участник осваивает навыки тогда, когда они формируются по правилам:
Но речь не только о навыках. Свои механизмы есть у изменения отношения, формирования новых установок, освоения технологий.
Лучше всего участник осваивает навыки тогда, когда они формируются по правилам:
«Я знаю, зачем мне это нужно»
«Я хочу это освоить»
«У меня есть достаточно ресурсов (способностей, времени, упражнений) для освоения»
И да, когда «тошнит от упражнений»
Но речь не только о навыках. Свои механизмы есть у изменения отношения, формирования новых установок, освоения технологий.
Треугольник развития
3
Размер группы. Часто для экономии бюджета или формирования командной сплоченности (как дополнительный эффект обучения), компании стремятся увеличить группы, забывая о том, что каждому участнику нужен определенный объем практики, постоянная обратная связь от тренера, возможность высказаться и осмыслить опыт.
4
Соответствие контента текущей картине мира участника. Вначале вы меняете картину мира человека, а потом тренируете навык. Почему так? Чтобы он увидел зону ближайшего развития.
Зона ближайшего развития – теоретический конструкт, введенный Львом Выготским в 1932-1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка. Позже теория нашла свое применение в обучении взрослых. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».
Зона ближайшего развития – теоретический конструкт, введенный Львом Выготским в 1932-1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка. Позже теория нашла свое применение в обучении взрослых. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».
5
Поддержка на рабочем месте. Не получая нужного результата, руководители снова отправляют на тренинг, но теперь добавляется требование то харизматичного тренера, то «новых форматов» обучения. Важно понимать ценность, которую несет в себе разделение ответственности за помощь в закреплении новой привычки между провайдерами обучения и руководителем.
Поддержать на рабочем месте после тренинга можно разными способами:
Поддержать на рабочем месте после тренинга можно разными способами:
Чат-боты
Чек-листы
Опросы усвоенных знаний
Сопровождение командой тьюторов
А также с помощью современных приложений, которые помогают вырабатывать полезные навыки и привычки. Но стоит помнить, что нельзя внедрить в свою повседневную деятельность сразу много навыков. На все нужно время: несмотря на расхожее мнение о том, что привычка формируется 21 день, британский исследователь в области психологии здоровья Бенджамин Гарднер и его коллеги полагают, что это занимает намного больше времени – до трех месяцев!