Искусственный интеллект (ИИ) давно уже перестал быть чем-то фантастическим и недостижимым. К нему сейчас рекомендуют относиться как к электричеству – тому, без чего не представить жизнь цивилизованного человека. Основной драйвер развития ИИ – возможность хранения и обработки больших массивов информации.
Сегодня ИИ внедряется во все сферы жизни, включая управление персоналом. И это неудивительно: где как не в сфере работы с людьми собираются и хранятся огромные массивы данных. Уже сейчас использование современных технологий позволяет экономить время на рутинных задачах и оптимизировать процессы найма, обучения и увольнения сотрудников.
Согласно исследованию HeadHunter, к 2050 году ИИ полностью изменит роль подразделений по управлению персоналом. На этом настаивали 33% участников опроса. Как оказалось, респонденты ошиблись с датой, мир развивается намного быстрее, чем мы можем себе представить. В этом убедились все, кто успел познакомиться с возможностями нейросети ChatGPT, представленной OpenAI в конце прошлого года, способной:
Впрочем, уже в 2020 году более 85% российских компаний использовали ИИ для оптимизации бизнес-процессов и решения рутинных задач1. Приведет ли это к массовому увольнению сотрудников? Скорее нет. Изменит ли внедряемые подходы и методики? Безусловно да!
Рассмотрим плюсы и минусы использования ИИ в управлении персоналом на примере реальных исследований и кейсов.
Плюсы использования ИИ в управлении персоналом
Одна из ключевых задач управления персоналом – процесс найма сотрудников. Использование ИИ позволяет автоматизировать и оптимизировать просмотр резюме и выбор кандидатов на вакантные позиции.
Ни для кого уже не является новинкой использование голосовых роботов для звонков кандидатам. Такие технологии давно эффективно используются в российских компаниях. Компания «Ростелеком» пошла дальше и использует голосовых помощников не только для интервью, но и для опроса уволившихся сотрудников. Данная технология существенно повысила количество собираемых данных и позволила выявлять наиболее проблемные зоны для лучшего понимания причин ухода сотрудников.
Использование ИИ не ограничивается голосовым помощником. Так, например, компания Pymetrics создала платформу с игровыми тестами, чтобы определять, какие кандидаты лучше всего подходят для вакансии.
Также есть возможность применять ИИ для проверки референсов, для установления более точного представления о потенциальных кандидатах.
Применение ИИ также может помочь в анализе производительности сотрудников. Например, Longbridge Advisors, использующая платформу Xander, проводила анализ данных, которые помогли менеджерам определить, какие процессы и ресурсы нужно оптимизировать, чтобы улучшить эффективность. Платформа также помогает предсказать, какие сотрудники будут наиболее успешными, а какие способны оказаться помехой для более эффективных членов команды.
Достаточно большое количество инструментов используется для предотвращения выгорания: прогнозная аналитика причин и рисков увольнения, оценка уровня счастья для удаленных сотрудников (например, продукт российского стартапа Umbrella), инструменты поведенческой аналитики для определения неформальных лидеров (Yva.Ai).
Использование традиционных методов управления персоналом может приводить к предвзятому отношению как в отношении потенциальных кандидатов, так и действующих сотрудников, что негативно влияет на их мотивацию и развитие. Применение ИИ позволяет устранить «проблему любимчиков» и провести более объективную оценку успешности сотрудников в конкретной ситуации.
Использование ИИ в управлении персоналом также позволяет предсказывать, какие сотрудники будут наилучшими наставниками для других, строить профиль успешности и т. д. Более того, при помощи искусственного интеллекта можно установить, какие факторы влияют на успех в карьере и развитии сотрудников и какие из этих факторов важнее всего.
Для построения алгоритмов используется анализ данных прошлой деятельности. Далее ИИ устанавливает корреляции между различными характеристиками сотрудников и успехом в компании.
В этом подходе есть одно важное ограничение – размер выборки. Чем выше выборка, тем точнее профиль.
Минусы использования ИИ в управлении персоналом
Один из основных аргументов противников использования ИИ в управлении персоналом – активное применение искусственного интеллекта способно привести к увольнению сотрудников и возникновению безработицы. Некоторые эксперты полагают, что в будущем ИИ заменит большое количество работников, и хоть это может быть эффективно для компаний в плане экономии, но многие люди могут остаться без работы. Однако это не совсем так, скорее поменяется тип труда и появятся новые профессии.
Еще одна проблема, связанная с использованием ИИ в управлении персоналом, – возможные ошибки и неправильное понимание выходных данных. Искусственный интеллект не учитывает ряд параметров, связанных с эмоциями, культурой и менталитетом. Технологии должны стать помощниками, но полностью исключить человека при принятии решения, как минимум, неэтично.
Некоторые опасаются того, что использование ИИ в управлении персоналом способно вызвать негативную реакцию общества и клиентов, особенно в свете некоторых скандалов в отношении личных данных пользователей в последние годы. Не все компании могут рассчитывать на хорошую репутацию, когда дело доходит до использования технологий, которые часто находятся во внимании социальных медиа.
Ответственность за результат
Использование ИИ в управлении персоналом может приносить множество преимуществ и помогать компаниям масштабироваться и эффективно управлять своими ресурсами. Однако организации должны быть осторожными и готовыми брать на себя ответственность за ошибки и недоразумения, способные возникнуть в процессе работы с искусственным интеллектом.
В целом ИИ сегодняшних дней – это мощный инструмент для оптимизации любой бизнес-операции, увеличения прибыли и, самое главное, создания рабочих мест для людей.
1Исследование: Проникновение решений на базе искусственного интеллекта в российских компаниях