HR и бизнес - зоны ответственности | блог Новая Эпоха Управления

HR в BANI-мире: актуальные запросы бизнеса

6 мин
780

HR в BANI-мире обложка

Запросы от бизнеса к HR в последние годы заметно изменились. На это повлияла скорость, с которой каждый день меняется мир.  

Формировать стратегические планы, в которых по шагам расписывается порядок действий на десять лет вперед, сейчас бесполезная трата времени и сил. Горизонт планирования максимально сузился. В связи с этим усилилась пара трендов:


уход от четких инструкций и планов к общей системе целеполагания и принятия решений;

уход от жестких организационных структур и штатных расписаний к возможности максимально быстро формировать и расформировывать команды.


Здесь важно учесть реалии BANI-мира и сразу отсечь идею о том, что можно спроектировать такое штатное расписание, которое будет актуальным на 10–15 лет вперед. Нужны другие инструменты.

Как понять, где границы этих инструментов и на чьей стороне будет ответственность за их проектирование и исполнение в процессе организационной трансформации? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит разобраться с терминологией. Нужно точно знать, что действительно входит в понятие «организационная трансформация» и чем она отличается от простой автоматизации или реинжиниринга бизнес-процессов.

Пример цифровой трансформации

Представим, что у нас есть какое-то предприятие, например магазин, который находится на первоначальном этапе развития, не имея электронной кассы или системы электронного управления складом. Когда он этим обзаводится, мы говорим об автоматизации процессов. Это еще не цифровая трансформация.

Пример цифровой трансформации

Следующий этап меняем способ взаимодействия с клиентом. Помимо физической витрины появляется виртуальная. Создание интернет-магазина позволяет нам масштабировать бизнес.

Это тоже еще не цифровая трансформация. Это реинжиниринг бизнес-процессов.

А вот когда магазин перестает быть совокупностью склада и витрины, превращаясь в некий центр обработки запросов, центр обработки данных, как раз и происходит трансформация бизнеса.

То есть у нас ценность, поставляемая клиенту, сохранилась, но полностью поменялась цепочка создания этой ценности, поменялась цепочка создания стоимости, что для нас важно, и поменялась операционная модель и, соответственно, следом за ней поменялась организационная модель.
Денис Злоказов, руководитель проектов BITOBE


Роль HR в организационных преобразованиях

Возвращаясь к вопросу о роли и ответственности HR в преобразованиях, важно отметить: лидером преобразования все-таки является бизнес. Каким бы HR не был зрелым, продвинутым, компетентным, это все-таки не его функции: предлагать изменения в операционной модели, в целеполагании, в цепочке создания стоимости.

Роль HR и бизнеса в трансформации

HR может поддержать эти изменения, может помочь оформить новые ценности, может помочь обеспечить их тиражирование, сформировать соответствующую культуру, поучаствовать в этом. А также искать новые способы организации ресурсов, новые способы их привлечения, их мобилизации и демобилизации. Но саму модель определяет бизнес. Ценности, которые HR может тиражировать, определяет бизнес. Это границы, о которых нужно договариваться, которые нужно четко устанавливать.

И главное в этом контексте с бизнесом предстоит договариваться о том, что он не просто берет на себя какую-то часть ответственности за проектирование новой деятельности, но и готов эту деятельность менять.

Неготовность к переменам

Бизнес может быть не готов к трансформации. Главное, чтобы это было озвучено сразу.

К примеру, бизнес приходит с запросом: давайте проведем организационную трансформацию, цифровую трансформацию, клиентоцентричную трансформацию; давайте нарисуем красивую презентацию, нарисуем красивое штатное расписание, структуру, посчитаем численность, может, сократим какую-то часть персонала. А после постановки задач озвучивается следующее: нам принципиально важно, чтобы все осталось как раньше.

Хорошо, если бизнес этот декларирует. Часто это просто подразумевается как само собой разумеющееся.

На пути к изменениям

Итак, чтобы отвечать на запросы о трансформации, нужно сфокусировать внимание на трех ключевых моментах.

1
У HR и бизнеса должно быть схожее понимание о том, что это такое и чем отличается от оптимизации и автоматизации каких-то процессов. Можно пользоваться примером с магазином, указанным в этом тексте.
2
Важно помнить, что трансформация – это изменение операционной модели. Ответственность за эту задачу должен брать на себя бизнес, не перекладывая на HR.
3
Договариваясь о границах ответственности, нужно выяснять, действительно ли бизнес готов к трансформации. Если готовности пока нет, но есть понимание важности изменений, можно провести работу в этом направлении, но это уже другая история.

Читайте также по теме: