Определение. Форсайт (англ. «взгляд в будущее») – это технология сценарного прогнозирования будущего, учитывающая существующие тенденции и условия, в которых действует организация. В основе форсайта – совместная работа участников и экспертов на карте времени, позволяющая заглянуть вперед на 5, 10, 15 лет и более. При этом их главная задача – не предсказать будущее, а договориться о том, каким его можно сделать, приложив совместные усилия.
Методология форсайта
Применение технологии форсайта означает, что участники и эксперты:
оценивают возможности и риски появления тех или иных событий,
сопоставляют их со своей текущей деятельностью,
намечают проекты и события, которые позволят увеличить нежелательные риски и увеличить вероятность появления благоприятных для компании событий,
формируют единое представление о том, какой вариант будущего наиболее предпочтителен для компании.
Форсайт стимулирует людей к активным действиям по воплощению ими же предсказанных изменений. Такой процесс прогнозирования является корректируемым, а значит, сценарий может пересматриваться в зависимости от изменений.
История. Впервые термин «форсайт» предложил в 1930-х годах писатель-фантаст Герберт Уэллс, считавший, что прогнозирование будущего должно стать отдельной специальностью. Форсайт-технология появилась в 1950-е годы и изначально применялась в оборонной промышленности США. Затем ее стали использовать для прогнозирования развития бизнеса и рыночной экономики в целом. В настоящее время форсайт все чаще становится технологией переговоров и поиска консенсуса.
Применение. Форсайт часто применяют для разработки стратегии и поиска решений, связанных с вопросами организационного развития. Тем не менее в фокусе участников форсайта могут быть разные аспекты будущего.
1
Отраслевой форсайт. Его ключевая задача – выявление места отрасли в общей системе производства благ (системе разделения труда).
2
Форсайт рынка. Вначале выявляется круг потребностей, которые пользователи будут удовлетворять теми или иными способами, а уже затем анализируются способы организации среды по удовлетворению этих потребностей и только затем прогнозируются продукты и способы их производства.
3
Форсайт компетенций. Фокус внимания здесь оказывается не на технологиях и форматах работы, а на задачах, которые необходимо будет решать на рабочих местах. В результате формируется перечень компетенций.
4
Территориальный форсайт. Используется для выявления уникальной позиции рассматриваемого региона, по сути его конкурентного преимущества.
5
Форсайт как стратегирование для компании. В работе с компаниями можно сделать многое из того, что и для территорий, а также расставить акценты в зависимости от специфики бизнеса.
6
Форсайт для сообществ. Важнейшая составляющая – это формирование команды «агентов изменений» через проектирование общего будущего и проектов развития.
Преимущества и ограничения. Форсайт объединяет усилия участников и создает условия для того, чтобы совместно ответить на социальные, политические и экономические вызовы. Это гибкий инструмент, и основные ограничения связывают обычно с традиционной формой его применения. Например, европейские форсайт-технологии критикуют за излишнюю формализованность и слабый прогностический элемент, а российские – за слабое влияние на административное принятие решений.