Что такое человекоцентричность? Это фокус бизнеса на человеке, его потенциале и возможности реализовывать в нем лучшее для достижения бизнес-результатов. Этот подход, к примеру, успешно прорабатывается и реализуется блоком логистики, переработки и сбыта (БЛПС) «Газпром нефти» в стратегии управления персоналом.
Ключевые особенности стратегии человекоцентричного управления
Переход на человекоцентричность
Самая большая сложность при переходе на человекоцентрированное управление заключается в том, что сам человек недостаточно себя знает, не привык осознавать свои желания и способности, работать в соответствии с истинной мотивацией. Люди плохо понимают других, живут в ожиданиях и представлениях, не всегда связанных с реальностью.
Реализация человекоцентрированного управления показала, что больших результатов добивается тот руководитель, кто относится к своим сотрудникам не как к затратам, а как к активу.
Руководитель, который воспринимает сотрудников как затраты, стремится сокращать их количество, заменять их подрядчиками, ищет способы реорганизовываться и реструктурироваться для сокращения затрат, не беспокоится о загрузке персонала и его «износе».
Руководитель, который относиться к сотрудникам как к активу, следует иным принципам управления: не скупится нанимать людей под объем задач, ищет сильных подчиненных, помогает им быть успешными, повышает индивидуальную эффективность, уважает их ценности, формирует комплементарные команды и умеет управлять ими, разделяет ответственность с сотрудниками.
Повышение индивидуальной эффективности
В стратегию человекоцентричности входит повышение индивидуальной эффективности. Важно:
Как повышать эффективность на всех стадиях «жизненного цикла» сотрудника? Следует сформировать три поля лояльности: рынок кандидатов, штатные сотрудники, бывшие сотрудники. Что для этого нужно сделать?
Формула вовлеченности
В 2019 году Людмила Воронина, руководитель дирекции организационного развития и управления персоналом БЛПС, стала инициатором внедрения HR-стратегии, в основание которой положена человекоцентричность. В рамках реализации стратегии человекоцентричности хорошо себя проявила формула вовлеченности «хочу-могу-делаю»:
Как показала практика, для реализации этого подхода нужны:
Вызовы человекоцентричности
В число таких вызовов входят командный подход, недирективный менеджмент и профилактика конфликтов.
Вызов 1. Командная работа
Можно выделить четыре трансформации, которые предстоит прожить для максимальной командной эффективности.
Что в данном случае входит в понятие комплементарности команд:
В команде есть место разным людям – нужно разработать методологию определения командных ролей.
Команда может решать разноплановые задачи – нужно внедрять системы подбора задач на основе соотнесения «профиля задачи» и «компетентностного спектра» команды, а также обучать людей работать и сотрудничать с людьми другого типа.
Необходимо восполнение «зон развития» команды – нужно внедрять систему оценки «компетентностного спектра» команды и дополнения/развития до необходимой полноты спектра.
Нужно развивать сильные стороны каждого, а не «приводить к общему знаменателю» – для этого следует выявлять и развивать наиболее сильные компетенции каждого из членов команды. Слабые компетенции – развивать до минимально необходимого уровня.
Смена структурной организации труда на командную означает:
Каждый работает в множестве команд и ролей – под это важно адаптировать систему мотивации и управления проектами.
Встает вопрос самоосознания людей как участников разных команд – это должно быть поддержано мульти-командной культурой и сопровождаться социальными механизмами.
Для поддержки кросс-функциональности и мобильности – важно научиться гибко управлять рабочим пространством.
Вызов 2. Недирективный менеджмент
Это вызов для обеих сторон – для сотрудника и руководителя. Обоим нужно научиться осознанно общаться в каждый момент времени: давать обратную связь разносторонне, запрашивать и принимать ее.
Для реализации практики нужно:
Вызов 3. Профилактика конфликтов
Как избегать конфликтов при переходе на человекоцентрированное управление командой?
Резюме
Стратегия человекоцентричного управления способна работать эффективно и помогать достигать самых амбициозных целей. Для этого нужно, чтобы управленцы четко осознавали, что их сотрудники – это просто люди, человеческие существа со своими особенностями. А также, что это самый ценный актив организации, определяющий ее результаты, а особенно сверхрезультаты.