Развитие ассертивности для лидера | блог Новая Эпоха Управления

Ассертивность в бизнесе

9 мин
1189

Ассертивность в бизнесе

Вы когда-нибудь восхищались коллегой, который может с легкостью и профессионализмом выходить из сложных ситуаций? У которого есть «тефлоновая способность» отражать гнев и разочарование в процессе решения проблем, и он не соглашается на результат, при котором пожертвует своим самоуважение или влиянием среди коллег.

То, что он демонстрирует, является ключевым качеством личности, которое важно как в бизнесе, так и в жизни: ассертивность (настойчивость, напористость). Для тех из нас, кто избегает конфронтации как чумы, или, с другой стороны, для тех из нас, у кого вспыльчивый характер, этот спокойный, но эффективный, приятный, но твердый темперамент кажется сверхчеловеческим. Ассертивность требует особых навыков, и на ее развитие может уйти время, но это качество, которым вы можете стремиться овладеть.

Проще говоря, ассертивность — это золотая середина между двумя крайностями: агрессивностью и пассивностью.

Популяризация ассертивности

Сам термин и концепция ассертивности появились во второй половине XX века, а позже были популяризированы учеными Робертом Алберти и Майклом Эммонсу. Они доступным языком прописали это в своей книге «Твое абсолютное право. Ассертивность и равенство в вашей жизни и отношениях».

Сейчас существует много ключей к пониманию ассертивности. Авторство одного из самых четких принадлежит специалистам медицинского исследовательского центра Mayo Clinic.

Ассертивность — это ключевой коммуникативный навык, помогающий эффективно выражать себя и отстаивать свою точку зрения, уважая мнения других. В этом заключается основное отличие ассертивного поведения от агрессивного.

Модель ассертивного поведения Мануэля Смита

Американский психолог Мануэль Смит, активно работавший в свое время над раскрытием этой темы, пришел к выводу, что у людей накопилось много предубеждений, мешающих им становиться ассертивными. Он разработал модель, четко указывающую на права ассертивной личности и внутренние блокираторы, мешающие ими пользоваться.

Право 1. Оценивать свое поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.

Предубеждение: я сам не должен оценивать и обсуждать мою личность. Этим может заниматься только кто-то более опытный и авторитетный.

Право 2. Не извиняться и не объяснять своё поведение.

Предубеждение: за свое поведение я отвечаю перед другими людьми, а потому должен объяснять им свои поступки и извиняться при необходимости.

Право 3. Самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.

Предубеждение: я не должен самостоятельно принимать решение, помогать кому-то или нет. При этом я готов пожертвовать своими делами, если другим это потребуется.

Право 4. Изменить свое мнение.

Предубеждение: если я уже высказал какую-то точку зрения, то менять ее не буду.

Право 5. Ошибаться и отвечать за свои ошибки.

Предубеждение: если я сделаю какую-то ошибку, то должен буду чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.

Право 6. Сказать «я не знаю».

Предубеждение: я обязан знать ответ на любой вопрос.

Право 7. Быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне.

Предубеждение: мне нужно делать все возможное, чтобы нравиться другим.

Право 8. Принимать нелогичные решения.

Предубеждение: важно сверять свои решения с девизом «Разумно лишь то, что логично».

Право 9. Сказать «я тебя не понимаю».

Предубеждение: нужно научиться «читать мысли» других людей, стараться понимать их с полуслова.

Право 10. Сказать «меня это не интересует».

Предубеждение: я не должен казаться черствым и безразличным. Нужно стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире.

Сбалансированная ассертивность от BITOBE

Свой манифест Смит ориентировал на людей, которым действительно сложно сказать нет окружающим. Но если им будут слепо руководствоваться сильные личности, склонные к манипуляциям и агрессии, то их нелогичность, на которую они имеют право, и безоценочность приведут к другому эффекту – создадут дополнительный стресс в общении.

Во всем лучше стремиться к балансу. Ассертивность здесь не исключение. Эксперты BITOBE разработали свою модель ассертивного поведения – максимально сбалансированную. Вот как звучит этот манифест.


Я могу действовать на основании интуиции. Все мы вправе рассчитывать на везение и рисковать.

Признание мной моих ошибок и проступков не делает меня лучше или хуже. Любая ошибка дает опыт.

Мои эмоции не делают меня лучше или хуже. Я имею право испытывать страх, тревогу или беспокойство и говорить об этом.

Незнание не делает меня лучше или хуже. Если я знаю, что я чего-то не знаю, то у меня есть выбор: узнать это самому или положится на знания другого в этой сфере.

Мое согласие или несогласие с человеком не сделает его лучше или хуже, чем он есть. Все имеют право отстаивать свое мнение.

Любые жертвы ничего не значат, если они не принесли пользу людям, включая меня самого.

Авторитет не измеряется формальными признаками и статусом. Для его завоевания нужны реальные достижения, приносящие пользу людям, включая меня самого.

Я всегда вправе рассчитывать на понимание, если занимаю открытую позицию. Это не значит, что я обязательно его получу, но так я смогу лучше понять других.

Я всегда могу добиваться своего. Справедливость и несправедливость – человеческие категории, которые нельзя приписывать всей Вселенной. Мы можем в равной степени и «несправедливо лишиться», и «незаслуженно получить».

Я несовершенен и никогда не достигну совершенства. Но это не значит, что я не буду стремиться к знаниям и развитию своих умений и навыков, чтобы приблизиться к своему идеалу.

Ассертивность и лидерство

Сама по себе ассертивность не приносит ни продвижения по службе, ни уважения коллег и прямых подчиненных. Но если вы не сможете эффективно отстаивать свои позиции и, наоборот, будете слишком контролирующими и агрессивными, это может затормозить ваше продвижение по карьерной лестнице или негативно повлияет на эффективность вашей команды, вашего бизнеса.

Зачем организации ищут именно ассертивных лидеров? Потому что они вдохновляют своих людей, заручаются поддержкой и создают сплоченность внутри команды, чтобы все двигались в одном направлении. Они избегают замешательства и дезориентации, возникающих, когда члены команды пытаются угадать, что они должны делать и почему.

Ассертивные лидеры излучают уверенность. Они создают безопасное пространство для членов команды, чтобы высказать опасения и недовольство, избегая ловушки токсичных циклов общения. Они могут даже побудить ваших самых «тихих» людей поделиться своими мыслями и идеями с остальными.

Можно показать, как ассертивное лидерство помогает управлять сотрудникам, на примере простого кейса.

Кейс. Управление командой для достижения наилучших результатов

Разберем следующую ситуацию. Эффективность одного из ваших непосредственных подчиненных не соответствует вашим ожиданиям. Его результаты небрежны. Другие сотрудники начинают жаловаться на то, что им приходится компенсировать его «провисание», и вдобавок ко всему он каждый день опаздывает. Пришло время вмешаться.

Пассивный подход: вы сами будете переделывать его очередной ужасный черновик отчета, жертвуя своим временем и сном, а затем пожалуетесь на его плохую работу другим сотрудникам, когда его нет рядом.

Агрессивный подход: гневно наброситесь на него, требуя объяснить, почему он такой глупый, говоря, что вы делаете ему одолжение, не увольняя его.

Ассертивный подход: на частной встрече вы четко сообщите, почему его работа неприемлема, указывая на его несоответствие основным процедурным требованиям, но будете осторожны, чтобы не затронуть его личные качества. Используя свой эмоциональный интеллект и эмпатию, вы предложите ему раскрыть причины. Возможно, он борется с личными проблемами, которые отвлекают его от работы. Или, может быть, он не понял ваших инструкций. Чтобы следить за выполнением проектов и улучшать ваши отношения, вы спланируете еженедельные встречи, чтобы контролировать работу сотрудника, и создадите канал для прямого общения.

В последнем варианте вы взяли ситуацию под контроль, а не позволили проблеме затянуться, и представили сценарий, в котором выигрываете и вы, и эффективность вашего сотрудника.

Как прокачать ассертивность

Развитие ассертивности — процесс, который может занять некоторое время и требует усилий и практики. Вот несколько способов, которые могут помочь прокачать ассертивность.

Улучшите свое самооценку. Чем больше вы уверены в себе, тем проще вам будет выражать свои мысли и чувства. Работайте над укреплением своей самооценки и постепенно вы будете чувствовать большую уверенность в себе.

Учитесь говорить нет. Многим людям трудно сказать нет. Важно устанавливать ограничения и сохранять контроль над каждой ситуацией, даже если это может разочаровать кого-то другого. Чтобы правильно отказать, выполните следующую последовательность действий:


Подтвердите просьбу и покажите, что вы поняли, о чем вас попросили и почему.

Дайте короткий (но не резкий) ответ, ясный и лаконичный. Вам не нужно давать развернутое обоснование.

Нет необходимости приносить извинения, если причина вашего отказа разумна.

Попросите больше времени, если вам нужно обдумать свой ответ, — если вы просто не откладываете разговор, чтобы избежать принятия решения.

Тренируйтесь выражать свои чувства и мысли. Начните с малого, попробуйте высказаться в разговоре с друзьями или коллегами о том, что вы думаете или чувствуете по поводу какой-то ситуации. Постепенно увеличивайте сложность ситуаций.

Откажитесь от «квалификаторов» в своей речи. Во время разговора стоит избегать слов, способных, по мнению психолога Энди Молински, преуменьшить значимость вашего сообщения. Такие слова еще называют квалификаторами. Реплика, насыщенная ими, выглядит примерно так: «Не уверен, что это меня устраивает. Возможно, это лишь мое мнение или я не понимаю чего-то».

Как можно было догадаться, к квалификаторам следует относить обороты, выражающие сомнение и неуверенность. Вот они: «я предполагаю», «если я не ошибаюсь», «насколько я могу судить», «по моему мнению», «может быть», «если повезет» и т. д. Ассертивная версия той же самой реплики, приведенной выше: «Мне это просто не нравится».

Следите за языком тела и тоном голоса. Только 7% того, что мы говорим, передается словами! Остальные 93% всей получаемой информации передаются через язык тела (55%) и тон голоса (38%). Уверенное общение — это нечто большее, чем просто слова, которые мы используем:

Зрительный контакт является ключом к общению, так как взгляд человека в глаза свидетельствует о его силе и искреннем интересе.
Сохраняя уверенный, но спокойный тон, вы сможете четко донести свое сообщение, не выглядя при этом агрессивным. Старайтесь не бормотать и не говорить слишком тихо, так как это повлияет на эффективность сообщения.
Избегайте негативного языка тела, например, скрещенных рук и сгорбленной спины, так как это признаки агрессии. Убедитесь, что вы передаете свое сообщение в расслабленной и открытой позе.

Приобретайте опыт в конфликтных ситуациях. Конфликты неизбежны в жизни, поэтому старайтесь воспринимать их как возможность применить свои ассертивные навыки. Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свою точку зрения и учитесь на своих ошибках.

Среда для развития ассертивного лидерства

До сих пор организации рассматривали ассертивность как черту, относящуюся исключительно к личности человека. Либо ты настойчив, либо нет. Но настало время для компаний начать рассматривать напористость как институциональную проблему. Это потому, что структура и функции каждой организации напрямую влияют на то, сможет ли следующее поколение лидеров сплотить своих людей и повести в правильном направлении.

Организации также несут ответственность за то, чтобы их нынешние лидеры имели подходящую среду, в которой они могли бы быть ассертивными. Они не могут ожидать, что лидеры команд будут действовать напористо, если у этих лидеров нет четкого распоряжения руководства или они бояться потерять при этом работу. Организация в целом должна создать правильную среду для процветания уверенности в себе.

Читайте также по теме: