За прошедший год, начавший эпоху тектонического сдвига в мировой истории, неоднократно – и, возможно, слишком часто – мы слышим фразы о времени перемен, о невероятно быстро сменяющихся парадигмах мира (VUCA, VISHNU и другие). Тем не менее это лишь констатация факта, и все мы действительно должны принять вызовы нового времени и ответить на них. Каким же образом действовать руководителям, ведущим корабли своих компаний по бурным волнам бизнеса нынешней эпохи?
Безусловно, наиболее драматическими являются эпизоды взаимодействия с командами в рамках организаций, которые вынуждены сокращать и/или увольнять сотрудников. Но даже и не касаясь столь крайних мер, очень важным является навык коммуникации с командой – как для поддержания духа в целом, так и для обсуждения стратегии и планов развития организации.
Если решения принимаются не коллегиально и на более высоком уровне, грамотно донести их до сотрудников – важнейшая задача руководителя. Ведь происходящие сейчас события ведут не только к необходимости изменить повседневные действия и процессы, но к трансформации – глубинным изменениям в парадигме бизнеса, включая убеждения и долгосрочные модели поведения, лежащие в его основе.
Турбулентность и женское лидерство
В сегменте создания и торговли одеждой и ювелирными изделиями существует некий паритет руководителей мужского и женского пола. Здесь можно увидеть некие закономерности, паттерны поведения.
Как показал опыт данного периода, в среднем мужчины-руководители столь же склонны драматизировать, как и женщины, и ситуации негативных изменений и/или неопределенности погружают их в стресс едва ли не в большей степени.
Женщины-руководители быстрее выходят из состояния стресса и быстрее проявляют готовность «думать в сторону изменений». Многие из них взяли за основу действий идею о том, что возникающие сложности можно (и нужно) превратить в конкурентные преимущества. Особенно это проявилось в области поиска и создания вариантов импортозамещения на всех уровнях производства и обеспечения.
Женщинам в нашей стране довольно часто и раньше приходилось проявлять больше стрессоустойчивости, чтобы добиться высоких позиций и удержаться на них. Это помогает им и сейчас справляться с новыми обстоятельствами, искать самим и поощрять сотрудников искать новые решения. Такие «женские» качества, как интуиция и эмпатия, играют большую роль в принятии решений в тех самых упомянутых выше условиях неопределенности и непредсказуемости.
Катастрофическое мышление и трансформация организаций
Нисколько не потеряла актуальности и вдохновляющая роль руководителя. Ошибочным будет мнение, что в трудные времена следует «отбросить сантименты» и сосредоточиться на прикладных повседневных задачах, не позволяя сотрудникам задуматься о будущем (неопределенном и пугающем).
Как никогда, в моменты изменений и трансформаций важно дать видение перспективы и некоего будущего (вместе с компанией и независимо от нее). Этот элемент приводит нас к новому, интересному вектору взаимодействия с командой.
Совместное обсуждение самых негативных возможных сценариев и путей альтернативного трудоустройства может стать поддерживающим элементом, помочь сохранить ощущение, что компания ценит своих сотрудников и заботится о них. Кроме того, психологически этот прием – катастрофическое мышление – очень помогает в преодолении внутренних ограничений.
Осмелившись представить самый худший сценарий, получаем шанс убедиться, что есть некий внутренний резерв справиться с испытанием, которое еще некоторое время назад казалось непреодолимым. И немаловажно, что в худшем случае мы правы и подготовлены, а в лучшем – приятно удивлены.
Раскрывая дальше тему потенциальных выгод катастрофического мышления для бизнеса, укажем на некоторые из них.
Важно отметить, что хотя катастрофическое мышление может иметь некоторые позитивные стороны, оно должно быть сбалансировано с позитивным мышлением и фокусом на возможностях и успехах. Преимущества катастрофического мышления можно использовать как дополнительный инструмент для прогнозирования и управления рисками, но оно не должно превращаться в единственный подход к принятию решений и руководству бизнесом.
По пути изменений
По итогам 2022 года из России полностью ушли только 9% иностранных компаний из 1,4 тысячи относительно крупных предприятий из стран G7 и ЕС, говорится в первом независимом исследовании этого вопроса. Это минимальная оценка, но доля ушедших вряд ли превысит 20–25% в 2023 году.
«Смертность» компаний (число закрытий за год) снизилась в 2022 году на 25,1% (93 900) и составила 280 200 организаций. Количество закрытых компаний оказалось минимальным с 2015 года, отметила FinExpertiza.
Как показал опыт и пример компаний, успешно прошедших рифы на пути трансформации, гораздо чаще изменившаяся организация продолжает свое существование. Коллектив сплачивается, и даже те сотрудники, которые покидают компанию, скорее благодарны в результате произошедшему, позволившему им вступить на путь благоприятных перемен в жизни.