Как перейти в другую отрасль | блог Новая Эпоха Управления
Развитие людей

Универсальный руководитель

Что важно знать для успешного перехода в другую отрасль

Лонгрид
16 мин
Обложка для статьи универсальный руководитель
В профессиональной жизни часто наступает момент, когда хочется чего-то нового. Можно назвать этот момент «потолком», «тупиком» или «застоем». Суть одна – у вас появляется желание изменить свою жизнь, воспользоваться уникальной возможностью и ощутить радость от постижения незнакомой среды. И вы смотрите на другие отрасли и начинаете думать, то ли проявить осторожность и остаться в хорошо знакомом бизнес-контексте, то ли решится на погружение в иную реальность – с малознакомыми нюансами, вопросами и вызовами.

Если вы руководитель, ваш выбор зависит от того, как вы понимаете свою роль и функцию. Одни предпочитают развивать свою экспертизу в той отрасли, в которой они давно работают. Другие видят несомненный плюс в том, что опыт работы в одной отрасли может быть перенесен в другую. Любой выбор обладает преимуществами и во многом определяется индивидуальными особенностями человека, его мировоззрением. Однако окончательный ответ на вопрос, переходить или нет, зависит еще и от уверенности, что такой переход будет успешным. Причем критерии успеха могут быть самыми разными: материальное благополучие, профессиональный рост, комфортная среда, психологическое восприятие перемен и т. д.

Исследования1 показывают, что каждый четвертый российский топ-менеджер когда-то решился перейти в другую отрасль. При этом чаще всего руководители переходят в промышленность или финансовую сферу в рамках одной функции. В последние годы цифровизация привнесла еще один тренд: если раньше большинство компаний искали руководителей с опытом в продажах и финансах, то теперь практически во всех отраслях растет спрос на управленцев, готовых разговаривать с разработчиками IT-продуктов на одном языке2. Все это указывает на востребованность рынком межотраслевого управленческого опыта.

Сегодня мы предлагаем вам взглянуть с позиции «универсального руководителя» как использовать эти тенденции во благо себе и бизнесу.

Понять свой «потолок»

Согласно недавнему отчету Monster.com3, в результате пандемии 92% американских работников готовы сменить отрасль. Чаще всего в качестве причин они указывают выгорание и отсутствие перспектив. Многие увидели, что рынок радикально меняется и, по выражению Скотта Блумсака, старшего вице-президента по исследованиям и аналитике Monster, люди хотят еще раз «взглянуть на то, что вокруг». Тем не менее, решится на такой шаг довольно непросто, особенно если пониманию предшествовали годы внимательного изучения бизнес-контекста.

И всё-таки если вы уже почувствовали, что вам приходится «терпеть» свою работу, и даже после отпуска вы возвращаетесь в офис, как на каторгу, то ее точно пора менять, потому что вы выгораете и это может отразиться на вашем здоровье.

Когда задаешь вопрос «Почему вы начали поиск новой работы?», люди называют множество причин, по большому счету, из одного и того же набора. И даже когда они дают социально желаемые ответы причины (например: я хочу развиваться), то при более глубоком рассмотрении истинную причину не так сложно открыть. Очень часто топ-менеджеры описывают тупиковость бизнеса или то, почему это тупик именно для них. Моя первая работа – я занималась подбором топ-менеджеров в рекрутинговом агентстве – помогла мне развить в себе способность узнавать или даже предвидеть ситуации «тупика». Огромное число примеров из практики подготовили меня к тому, чтобы не доводить себя до выгорания вопросами «А что же дальше?».

Превратить «лишние знания» в свое преимущество

Некоторые люди с детства знают, кем хотят стать. Профессиональное самоопределение не представляет для них особой сложности. Замечательно, когда есть дело, которое вас вдохновляет. Но как быть тем, кому нравится всё? И нравится настолько, что хочется всё попробовать? В таких случаях выбор связан с непосредственным погружением в контекст деятельности, а этого невозможно достичь, если вы остаетесь в позиции отстраненного наблюдателя.

Я поступила в СПбГУ на «управление персоналом», и на тот момент это была первая в России программа по данному направлению. Обучение вели опытные преподаватели-практики. Представьте себе, что несколько лет подряд с вами ежедневно беседуют люди, которые уже давно работают в бизнесе. И главный месседж, которым им удавалось нас увлечь, заключался в следующем: делайте ставку на то, что вам нравится! Если вы помните далекие 1990-е, то тогда везде культивировалась идея «денежной профессии». Страна получила небывалое изобилие экономистов и юристов. К чему это привело? Согласно аналитике hh.ru, примерно 90% юных россиян так и не смогли стать теми, кем мечтали. Получив образование, они не вернулись к тому, что их когда-то интересовало.

Необязательно становиться заложником корочек об образовании и «тянуть лямку» в той сфере, которая выбрала вас в силу каких-то внешних обстоятельств. Если вы приобрели образование в области, в которой по тем или иным причинам работать не хотите, используйте его, чтобы делать то, что вам нравится.

Если вас интересует искусство и вы хотите открыть собственную галерею, то хорошее юридическое образование поможет вам выстроить отношения с правообладателями. Если же вы всегда мечтали работать с детьми, то диплом экономиста поможет вам открыть частный детский сад и даже выпустить серию детских книг по занимательной экономике. Часто то, что не нравилось и даже раздражало, в новом контексте становится вашим преимуществом, уникальной компетенцией, которая выгодно выделяет вас среди всех остальных.

Стать самостоятельным там, где не хватает знаний

Существует распространенное заблуждение, что самостоятельность зависит только от уровня компетенций. Действительно, это кажется очень логичным: чем больше развит навык, тем самостоятельнее человек. В идеальном мире, наверное, это было бы именно так. Однако на самом деле самостоятельность в существенно большей степени зависит от мотивации.

Один может знать, как надо сделать, но при этом постоянно спрашивает и сверяется с другими.
Другому пусть и не хватает знаний, он все равно ищет информацию и разбирается сам, чтобы принять всю ответственность за результат.

Из первых получаются хорошие исполнители, из вторых – «активные делатели», руководители.

После рекрутингового агентства я перешла в FMCG на завод, хотя ранее занималась подбором преимущественно для sales-направления. На собеседовании очень уверено сказала, что хочу понять, как работает производство. Аргументация была проста: «У нас огромная страна, в которой много производственных компаний, и вероятность найти себя именно в производственной сфере, особенно в Петербурге, очень велика». Как оказалось, именно то, что я смогла четко объяснить свою мотивацию, сыграло в мою пользу. Меня взяли, но случился кризис 2008 года, и вместо подбора начались сокращения. Постепенно я поняла, что начинаю заниматься всем сама – от экскурсий по заводу до внедрения HR-программ. Но лично мне всё это было интересно, поэтому у меня не возникало никакой паники или негодования. И когда меня пригласили в IT-компанию и спросили, смогла бы я выстроить всю систему L&D самостоятельно, я уверенно ответила: «Да».

В наши дни развитие «самостоятельности с нуля» получило компетентностное определение – обучающая гибкость (learning agility).

Обучающая гибкость – готовность и способность учиться на собственном опыте и применять полученные знания для достижения лучших результатов в сложных и постоянно изменяющихся условиях.

Это не обучаемость как таковая, когда человек быстро осваивает предлагаемые ему готовые знания, а способность решать сложные задачи в мало предсказуемой среде, быстро приспосабливаясь под меняющиеся требования.

Схема обучающая гибкость
Обучающая гибкость оценивается в наши дни как один из ключевых факторов, влияющих на производительность в VUCA-мире. В исследовании Korn Ferry4 отмечается, что у компаний с высоким показателем обучающей гибкости руководителей производительность на 25% выше в сравнении с их конкурентами.

Освоить новый язык управления

Один из основных страхов, который вынуждает человека отказаться от миграции в другую отрасль – это языковой барьер. Речь не о том, что вы столкнетесь с более жесткими требованиями к уровню владения иностранным языком, хотя это вполне возможно, а о том, что вам придется освоить новый лексикон.

В IT меня сразу предупредили, что длительный период вхождения в должность здесь не предусмотрен. Специфика и темп бизнеса не дают времени на «раскачку». Поэтому нужен человек, который бы сразу схватывал суть. Мои аргументы были следующими: «Я быстро соображаю» и «Я умею разбираться в незнакомом контексте». Думаю, что второй аргумент мог прозвучать самонадеянно, но на самом деле это вполне рабочий прием: не понимаю термин – значит записываю его, чтобы потом разобраться, что это такое и что с этим делать. Впоследствии я настолько хорошо овладела IT-языком, что мне предложили перейти в проектный менеджмент и заодно помочь в реорганизации компании. И все же меня больше интересовали возможности в HR, и я перешла в нефтянку на развитие направления HR бизнес-партнерства. Однако полученный опыт очень пригодился, так как мне предстояло заняться в том числе IT-направлением.

Если язык отрасли, в которую вас пригласили, показался вам совершенно «птичьим», это еще не значит, что через месяц-другой вы не заговорите на нем как на родном. Более того, чем больше таких «корпоративных языков» вы уже знаете, тем легче вам будут даваться новые, так как многие термины заимствуются.

Откуда берется владение бизнес-контекстом

Есть люди, которым нравится чувствовать себя в границах определенной отрасли, и они идентифицируют себя через нее. Их приверженность можно назвать «отраслевым патриотизмом». Но есть и те, чья жизненная позиция диктует им совсем другой вид приверженности. Назовем это «функциональным патриотизмом». Универсальность – это побочный продукт такого отношения к себе и своей роли. И если вы «патриот HR-функции», то вы всегда будете стремиться стать лучшим HR и искать возможности для своего развития за пределами знакомой вам отрасли.

Когда меня пригласили в Российский футбольный союз на должность директора по персоналу, для меня в этом предложении соединились сразу все мои главные интересы. Лично я связываю это со своим умением показать свою заинтересованность другим людям так, чтобы они поняли: эта возможность как раз для нее. Я специалист в HR, увлекающийся футболом с 16 лет и с опытом успешных переходов из одной сферы в другую. И пусть я никогда до этого не работала в спорте, но он всегда мне был интересен. А опыт адаптации подсказывал, что с этими задачами я точно справлюсь.

Где грань между отраслевым патриотизмом и отраслевым снобизмом

Довольно часто люди, проработавшие в одной отрасли много лет, демонстрируют покровительственное отношение к новичкам. Чаще всего это выражается в готовности к наставничеству и поддержке, но иногда приходится сталкиваться с подчеркнутым снисхождением или даже недоверием: «Да что ты можешь знать!». Конечно, вы должны быть готовы к тому, что в высокотехнологических областях вам потребуется какое-то время, чтобы освоиться, особенно если вы гуманитарий. Однако всё это преодолимо, если у вас есть:

«группа поддержки», например руководитель, который убежден в ваших способностях, и близкие друзья, которые верят в вас и доверяют вашему выбору;
психологическая устойчивость, которую не стоит путать с «неуязвимостью», потому что многое из того, что вам говорят, действительно может больно задеть, но это не повод опускать руки и сразу сдаваться.

Выпады в свой адрес, как правило, хочется поскорее забыть. В таких случаях остановитесь и подумайте, можете ли вы переплавить эту боль так, чтобы выковать себе победу – пусть совсем небольшую, но достаточную для того, чтобы показать: «Видите, я могу!».

Психологи5 обращают внимание на то, что самые умные и самые знающие люди далеко не всегда достигают успеха в своей сфере деятельности, так как их самоуважение часто основано на собственных знаниях и интеллекте и они могут недооценивать командную работу и избегать ситуаций, где будут видны их «пробелы». Поэтому при большом потенциале они порой сами себя ограничивают, демонстрируя другим, что те еще меньше, чем они, «достойны» быть успешными.

К размышлению

Некоторые рекрутеры советуют выбирать новую отрасль «от клиента» или «от продукта»: в первом случае выбор падает на сферу со схожей целевой аудиторией, во втором – с похожими продуктами или услугами. Однако самая главная сложность адаптации может заключаться в другом – в разных масштабах задач и скорости получения результатов. Довольно сложно переключиться с операционки, где результат можно увидеть быстро, на стратегию, над которой можно год работать и еще год ждать ее реализации. Если вы хотите расти в своей функции, будьте готовы к тому, что переход к решению принципиально новых задач может стать намного большим вызовом, чем иная специфика бизнеса. С другой стороны, вы можете убедиться в том, что все ваши знания, весь накопленный опыт «зазвучат» по-другому.

Межотраслевое переопыление не имело бы смысл для компаний, если бы не давало свежие идеи для их развития. Поэтому увеличивая масштаб решаемых задач от отрасли к отрасли, вы приобретаете уникальную способность извлекать идеи из сложения разных контекстов. Это тот редкий случай, когда 1+1 дает больше, чем 2.


1Путь к должности CEO: у каких специалистов больше всего шансов стать главой компании. Исследование Odgers Berndtson // Управление персоналом. 2018. №27.

2Савенко, М. Айтишники с MBA: какие топ-менеджеры требуются компаниям // РБК+ Образование. 19 сентября 2018 г.

3Moody, Kathryn. Monster: 95% of workers surveyed considering changing jobs. Brief // HR Dive. July 9, 2021.

4Knight, M., Wong, N. (2017). The organisational X-factor: learning agility // Korn Ferry Focus. Leadership and Talent.

5Бойес, Элис. Почему самые умные не всегда становятся самыми успешными // HBR. 19 ноября 2018.