Какие причины могут стать следствием бесконечного количества уточнений и изменений от клиентов/партнеров/заказчиков, прилетающих в процессе создания продукта или реализации проектов. Ответы на этот вопрос содержала первая часть статьи «Трудности перевода: что на самом деле хочет заказчик», опубликованная в блоге «Новая эпоха управления».
Во второй части автор расскажет, как мы можем защитить себя от деструктивных сценариев заказчика или его попыток за счёт нас решить свои проблемы.
Важный нюанс – именно «за счёт нас», а не «с нашей помощью».
Понимаю, что звучит, во многом, идеалистично. Но сформулированные и зафиксированные договорённости являются прививкой от сценария, где мы можем оказаться в заложниках на ходу меняющихся представлений людей, которые описали свои пожелания ёмкой фразой «сделайте красиво».
А мы самонадеянно решили, что знаем, что это значит и как это реализовать.
Разделить – что в наших силах, а что либо из области фантастики, либо явно не соответствует условиям финансовых договорённостей.
Если этого не сделать, мы можем повестись «на слабо», стать жертвой манипуляции «на вас вся надежда» или оказаться в заложниках собственных установок «быть хорошим для всех».
А значит, и риск, что мы будем любой ценой пытаться удовлетворить зачастую нереалистичные требования, достаточно высок. Может привести к потере ресурсов и подрыву самооценки.
Роль – образ, состояние, определенная тематика мыслей. Она включает модель поведения и (самое важное!) способ принятия решений.
Роль «хороший человек» будет запускать совсем другой сценарий развития событий, чем роль «авторитетный эксперт» или «самоутверждающийся специалист».
В первом случае мы будем пытаться угодить, и расстраиваться, если клиент недоволен.
Во втором – рационально аргументировать свои предложения и обсуждать варианты.
В третьем – злиться и спорить, агрессивно отстаивая свои идеи.
И если выяснится, что эти представления кардинально расходятся и требуют от вас не профессиональных усилий, а профессиональных жертв – нужно честно закончить такое сотрудничество.
Вовремя остановиться – бесценный навык. Может стать прочной основой для будущих побед.
Резюмируем вышесказанное.
Начиная проект, следует ответить себе на вопросы:
В процессе движения, сверяясь с полученными ответами, важно понять, в какой момент пора принять решение, и что иногда оптимальный выход – своевременно закончить взаимодействие, освободив пространство для более плодотворных и плодородных возможностей.
Главное, понять, умеем ли мы включать критическое мышление до того, как потеряли эмоциональные, временные, интеллектуальные, финансовые ресурсы.
Ну или, проанализировав все вводные, переварить нелицеприятный вывод, что часть проблем – в наших собственных подходах, стратегиях и несоответствии заявленным возможностям.
И тогда продолжать терпеливо двигаться вперёд. Приняв тот факт, что умение работать в разных условиях и с разными людьми – один из показателей профессионализма.