Слово «трансформация»1 пришло к нам из латинского языка. Его определение в «Большом словаре иностранных слов» звучит следующим образом:
Для лучшего осмысления термина «трансформация» я также обратился к словарю синонимов2, где подтвердил для себя понимание того, что трансформация обладает не только конструктивной, но и деструктивной силой – аградация и деградация. Сродни атомной энергетике, где в умелых и настроенных на созидание руках ядерная реакция может стать серьезным инструментом улучшения качества жизни человечества, или напротив – бесконтрольной разрушающей силой.
Теоретические подходы
Среди огромного количества сформулированных теорий трансформации систем управления организацией я выделяю работы профессора Университета Южной Калифорнии Ларри Грайнера, а также «цветовую дифференциацию» развития личности от доктора психологии Клера Грейвза, дополненную и адаптированную позднее Фредериком Лалу к организациям.
Трансформация организации по Грайнеру представляет собой «эволюционную» модель жизненного цикла организации. Она основывается на концепции поэтапного перехода накопленного количества компетенций бизнес-системы и размера организации в новое качество системы управления.
Осуществление перехода на последующий этап возможно только в случае преодоления всех проблем предыдущего этапа и изменения существующих подходов к управлению организацией. Сценарий, когда организация не меняется под требования бизнеса, однозначно является предпосылкой для формирования кризисных ситуаций управления, которые условно можно разбить на два вида:
В 1966 году американский доктор психологии Клер Грейвз опубликовал теорию спиральной динамики трансформации личности. Согласно ей человек в своем развитии поднимается по «лестнице». Каждой ступеньке Грейвз присвоил цвет.
Именно этот принцип подхватил бизнес-консультант Фредерик Лалу позднее, в 2014 году, и описал его применительно к трансформации организаций. Он нашел успешные организации с поразительными результатами и темпами роста и назвал такие компании «бирюзовыми» или «компаниями будущего». Лалу выделил семь стадий, через которые проходят любые организации в современном мире, но актуальными автор считает лишь пять из них: красная, янтарная, оранжевая, зеленая и бирюзовая.
Лалу верил, что «организации будущего» похожи на живой организм, их отличает высокий уровень самоорганизации (переход от жестких иерархий с контролем руководства к распределенной структуре и работе в командах), наличие эволюционной цели (где миссия компании не навязывается «сверху» и не вызывает отторжения, но эволюционирует вместе с организацией и люди сверяются с ней при необходимости принимать решения) и целостность (когда сотрудники воспринимаются как личности, а не инструмент, и их должностные инструкции развиваются под них, а не они под должностную инструкцию).
Обе теории на первый взгляд похожи. Они опираются на итерационную модель развития от этапа к этапу. Человечество действительно несколько раз открывало для себя новые способы объединять усилия людей, каждый раз создавая значительно более совершенные модели. Однако есть ключевые различия, и они заключаются не только в подходах к «цветовой дифференциации» этапов:
Нетеоретический пример трансформации бизнес-модели
Чтобы развить дальше тему трансформации бизнеса-модели организации, попробую сконцентрироваться на конкретном примере эволюции подходов в одной из самых консервативных отраслей народного хозяйства – «нефтегазе».
Исторически модель инновационного развития российских компаний нефтегазовой отрасли строилась на подходе формирования высокотехнологичных продуктов во внутреннем периметре. В прошлом в отрасли отсутствовал спрос на большое количество внешних инновационных решений, поскольку компании имели определенный запас собственных разработок. Вместе с тем в условиях перехода к разработке все более трудных запасов, трансформации мировой энергетической отрасли, нарастающей волатильности и внешней неопределенности компании нефтегазового сектора все активнее рассматривают в качестве дополнительного фактора конкурентного преимущества развитие и переход к модели открытых инноваций3.
Получение дополнительного денежного потока за счет инвестиций в стартапы венчурными фондами впервые становится реальным взаимовыгодным направлением как для нефтегазовой отрасли, так и для перспективных технологических стартапов. Стартап с высоким потенциалом коммерциализации получает партнера для апробации и тиражирования своего решения, а отрасль может оперативно закрыть тот или иной технологический вызов.
Для многих других отраслей это давно естественная норма. Но для «нефтегаза» это революция. Вызовы, связанные с волатильностью внешнего мира, поставили одной из целей открытых инноваций снижение санкционных рисков и импортоопережение за счет обеспечения доступа к внешним инновационным проектам, развиваемым в России. Без открытого взаимодействия с инновационным миром, без постоянного сравнения разработок «громоздким» представителям крупного нефтегазового бизнеса очень легко замкнуться и отстать от остальных. Таким образом, модель открытых инноваций – это еще и способ повышения качества внутреннего портфеля технологий. И что интересно, эта модель уже работает и показывает первые положительные результаты.
Выводы
1Большой словарь иностранных слов. — Издательство «ИДДК», 2007
2Синонимы термина «трансформация»: аградация, видоизменение, деградация, изменение, ломка, метаморфоза, модификация, модифицирование, обращение, овидиевы превращения, перевоплощение, переворот, перелицовка, перелом, перемена, перемена декораций, перерастание, перерождение, пересмотр, перестройка, переход, пертурбация, превращение, преображение, преобразование, претворение, ревизия
3Модель открытых инноваций – это не классическое взаимодействие «заказчик – подрядчик», а новые форматы: «партнер – партнер» или «совладелец – совладелец». Данный подход направлен на создание совместных предприятий, скаутинг продуктов и команд во внешнем периметре, поддержку стартапов венчурными инвестициями, развитие технологических решений в рамках акселерационных программ (включая стартап-студии, хакатоны, инкубаторы), запуск новых направлений коммерциализации внутренних технологий на внешнем рынке