Стратегия — не недельная и не полугодовая история, поэтому так важно иметь рядом с собой тех, с кем пройдем по пути реализации намеченного. А именно — команду, которая будет сохранять намерение и держать фокус, чтобы вместе двигаться к цели.
Когда мы говорим о команде, то подразумеваем, что это группа людей, объединенных внутренними связями, имеющих общую цель и ответственность. Команда — это структура внутри компании. Она — основа организации.
Для успешного достижения общей цели важно, чтобы каждый член команды разделял в том числе и ответственность. В противном случае разные подразделения организации могут работать изолированно и несогласованно, что создаст риск неопределенности в достижении общих результатов.
Стратегическое мышление — это умение построить будущий образ процесса, выявить причинно-следственные связи. Умение спроектировать такое взаимодействие, которое приведет к желаемому результату.
Рассмотрим пример стратегического мышления с позиции руководителя и с позиции сотрудника.
Стратегическое мышление руководителя
Ниже вопросы, которые может задавать себе руководитель, размышляя о достижении целей компании.
Стратегическое мышление сотрудника
Теперь примеры вопросов с позиции сотрудника, который хочет развиваться, делать карьеру, ощущать свою причастность:
Эти и подобные вопросы — основа для стратегического мышления и продуманного целеполагания, когда выбор и постановка целей определены внутренними мотивами и побуждают действовать.
Мотивация для команды
Когда мотивация в команде синхронизируется, все участники понимают, ради чего инвестируют свое время, умения, знания, то результаты работы, как правило, удивляют. Коллектив становится командой, появляется энергия. Укрепляется устойчивость в работе с препятствиями и внедрение изменений в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим пример. Владелец компании был озадачен тем, что сотрудники его компании увольнялись после примерно года работы. Хотя для формирования команды компания привлекала студентов с высоким IQ, предлагая высокие зарплаты и много вкладывая в их обучение.
В ходе диалога с владельцем этой организации выяснилось, что его ожидания от сотрудников не совпадают с их мотивацией. Он предполагал, что, получая хорошую оплату и обучение за счет компании, сотрудники будут так же, как он, преданы делу и результативны и так же будут работать 24/7.
Эффект самообмана, проецирование собственных мотиваций на других оказались причиной разрыва между ожиданиями и реальностью. Это подчеркивает важность понимания потребностей и мотивации сотрудников помимо материальных стимулов.
Есть много примеров, когда при одинаковом уровне оплаты в одних компаниях люди долго не задерживаются, а в других люди работают годами.
Одна из задач стратегического мышления — спроектировать обеспечение компании ресурсами, в первую очередь квалифицированными кадрами, которые дадут возможность двигаться к намеченным целям. Для этого нужно смотреть далеко вперед и прогнозировать последствия.
Совпадение ценностей
Поговорим о важности совпадения ценностей компании и ее сотрудников. О том, что скорость достижения поставленных целей во многом зависит от такой синхронизации.
Ценности определяют «код» компании, и это влияет на то, как она строит свою стратегию. Когда компания знает, что для нее важно и что она ценит, это влияет на ее приоритеты и решения.
Зная свои ценности и ценности сотрудников, мы располагаем информацией, которая дает возможность выстроить ту процедуру найма, онбординга и формирования команды, которая будет осуществлять реализацию стратегии.
Основное упражнение для развития стратегического мышления — это диалог с самим собой, навык задавать себе вопросы, требующие размышлений о будущем, умение анализировать свои предпочтения и желания.
Один и тот же человек может рассматривать себя как руководителя, если он является лидером команды, так и сотрудника компании, если он не ее владелец.
Приведем пример некоторых вопросов о связи личных ценностей с ценностями компании, над которыми стоит подумать как руководителям, так и сотрудникам компаний.
Вопросы для руководителя
Вопросы для сотрудника
Когда стратегия основана на ценностях, она также формирует корпоративную культуру. Сотрудники лучше понимают свою роль в достижении общих целей, и это создает атмосферу, где ценности компании отражаются в ее ежедневной деятельности.
Здесь — пространство для стратегического мышления. И время для принятия важных управленческих и личных решений.