Серендипность, или Как увидеть возможности вместо ограничений | блог
Развитие людей

Серендипность в бизнесе

Ключ к креативности и управлению интуицией

10 мин
2240
Обложка для статьи серендипность в бизнесе
Почему люди, принимающие спонтанные решения, совершающие массу ошибок, действующие иррационально, добиваются при этом невероятных успехов, а порой и вовсе делают революцию в своей сфере деятельности. Их часто называют счастливчиками, везунчиками, баловнями судьбы. Но сейчас принято говорить по-другому. Это люди с высоко развитой серендипностью.

Серендипность – интуитивная прозорливость, полезное свойство человеческого мышления, дающее возможность совершать неожиданные умозаключения, извлекать из этого выгоду и находить то, что не искал намеренно.

Так что же это за удивительное качество? И есть ли шанс его развить?

Кого можно назвать серендипным

Человек с серендипностью чем-то напоминает близорукого без очков. Иллюзорные формы заменяют ему четкие контуры и дают простор для фантазии. Мягко говоря, он практически не видит тех ограничений, которые ему активно «навязывает» суровый мир. При этом, безусловно, такой человек делает немало ошибок, однако они его не очень-то травмируют. Например, ему сложно представить, что школьные дразнилки или тяжелая болезнь в юности, вычеркнувшие его на год из активной жизни, можно рассматривать как значительную травму, которая способна определить всю его жизнь. В этом смысле он намного чувствительнее к изменениям в своем внутреннем мире, чем к тому, что происходит вовне. Можно даже сказать, что это человек с крепким личностным фундаментом и очень творческим восприятием мира. Вы скорее услышите от него рассказ о том, как птица, севшая на ветку рядом с его окном 7 лет назад, навела его на идею будущего проекта, чем воспоминания о каких-то по-настоящему «серьезных» событиях.

Итак, серендипного человека отличает способность:

видеть возможности вместо ограничений;
жить своим внутренним миром и, как следствие, в меньшей степени эмоционально зависеть от внешних обстоятельств;
относиться к окружающему миру как к материалу для творчества;
воспринимать проблемы как вызовы, приключения или просто жизненные уроки.

Как появился термин «серендипность»

Термин «серендипность» (с английского – serendipity) приписывают писателю Горацию Уолполу, основоположнику жанра готического романа. Его вдохновила древнеперсидская притча о трех принцах, уроженцах страны Серендип (это современная Шри-Ланка).

Согласно этой притче, некий правитель Джафар направил своих детей путешествовать по свету. При этом они должны были скрывать свои имена и титулы. Обладая умом и прозорливостью, принцы совершали непостижимые для своих современников открытия. Например, им удалось очень точно описать внешность потерявшегося верблюда, опираясь только на косвенные улики, оставленные животным на тропе. Хозяин верблюда, услышав приметы, решил, что принцы воры, и доставил их к императору как преступников. Но прозорливцы сумели объяснить каждый свой вывод, и обвинения были сняты.

В середине прошлого века серендипностью всерьез заинтересовался известный американский физиолог Уолтер Б. Кэннон. В своей  книге1 он назвал ее важнейшим качеством исследователя. Любой уважающий себя ученый, по его мнению, должен непременно обладать «интуитивной прозорливостью». В противном случае ему предстоит только повторять, что до него сделали другие.

Примерно в то же время серендипность начал изучать социолог Роберт К. Мертон2. Для этого ему пришлось заглянуть в лабораторию General Electric, где обреченными на провал считали те проекты, в которых ничего не оставлено на волю случая.

Какой бывает серендипность

Если верить легендам, то повышенной серендипностью обладали Архимед и Ньютон. Первый совершил свое открытие, принимая ванну. Второй – прогуливаясь под яблоней.

Без «интуитивной прозорливости» Чарльз Гудьир не изобрел бы процесс вулканизации резины, когда случайно пролил на горячую плиту каучуковую смесь. Серендипность помогла химику Константину Фальбергу создать первый искусственный заменитель сахара. Он не вымыл должным образом руки после работы в лаборатории и заметил за ужином, что еда приобрела сладковатый вкус.

Излюбленный пример серендипности – появление пенициллина. Изобрести его ученому Александру Флемингу помогла собственная рассеянность и лень. На неочищенных от лабораторных образцов емкостях в один прекрасный момент выросла плесень. Флемингу было лень мыть пробирки и вместо этого он решил изучить ее.

Похожие случайности каждый день происходят рядом с миллионами людей, но замечают их только единицы. Для остальных плесень в пробирке, сладковатый вкус еды в плохо вымытых руках или упавшее яблоко остаются несущественными мелочами, на которые не стоит тратить драгоценное внимание.

Как правило, выделяют три вида серендипности.

Три вида серендипности

Можно ли развивать серендипность

Серендипность во многом зависит от отношения человека к жизни, поэтому развитие этого качества начинается с самого простого и в то же время самого сложного – надо поверить в себя и в свою способность генерировать по-настоящему ценные решения. Если что-то не получается сегодня – получится завтра. Например, Angry Birds была 52-й игрой финского разработчика Rovio. О предыдущих играх вы вряд ли когда-нибудь слышали. Если что-нибудь пробовать 52 раза, то вероятно шансы выделиться возрастут.

Примеры способов развития серендипности
Некоторых людей называют «охотниками за серендипностью», так как они используют приемы, направленные на поиск инсайтов:


Ремиксинг – если вы перемешаете элементы истории, то наверняка получите новый смысл. Например, сценаристы таким образом экспериментируют с карточками, на которых описаны сцены.

Перезагрузка – если вы столкнулись с кризисом, попробуйте заново осмыслить всю ситуацию. Возвращение к началу обычно избавляет от интеллектуального паралича.

Деконструкция – если какой-то вопрос ставит вас в тупик, попробуйте демонтировать логику и зайти с другой стороны. Например, изменить «что же нам теперь делать?» на «что нам нельзя продолжать делать?».

Как культивировать серендипность в организациях

Развивать серендипность у сотрудников на уровне организации до пандемии было легче. Такой барьер, как рассредоточенность знаний, можно было убрать, делая офисное пространство открытым, а поток информации свободным.

Чем больше происходит взаимодействия между специалистами разных отделов и разных уровней, тем больше шансов на возникновение искры озарения у любого из них. Гениальное решение может быть найдено во время диалога у кофемашины или у кулера с водой.

Известным апологетом теории случайных взаимодействий был основатель Apple Стив Джобс. В свое время он участвовал в проектировании здания центрального офиса анимационной студии Pixar. Многие его идеи были отвергнуты, но кое-что важное Джобс все-таки отстоял – одну пару уборных рядом с главным холлом. Таким образом он заставил людей, ведомых простой человеческой потребностью, ежедневно собираться в одном месте, где им приходилось возобновлять старые связи или заводить новые, сталкиваясь друг с другом. Подобное взаимодействие оказалось весьма полезным для развития компании.

Еще один важный момент для развития серендипности в организации – определенная степень свободы для экспериментов и так называемая «контролируемая небрежность». Благодаря этому возникают непреднамеренные события, которые способны породить новые идеи.

В компаниях, где понимают, что серендипность может приносить конкретные результаты, ставку на нее делают уже на стадии найма сотрудников. Предпочтение отдают людям с предрасположенностью к «проницательной прозорливости». Больше шансов на принятие в компанию здесь будут иметь люди со «странностями», а не специалисты, мыслящие рационально и не позволяющие себе действовать «не по правилам».


1Cannon, W. B. (1945). The Way of an Investigator: a Scientist's Experiences in Medical Research. New York: Norton.

2Merton, R. K. and Barber, E. (2004). The Travels and Adventures of Serendipity: A Study in Sociological Semantics and the Sociology of Science. Princeton, NJ: Princeton University Press.