Русский код лидерства | блог Новая Эпоха Управления
Система управления

«Русский след» в управлении

Что нужно знать лидерам, чтобы успешно управлять организациями в России

14 мин
277

Если иронизировать на тему популярных нынче поисков «русского следа» везде, где только можно и нельзя себе представить, то хочется сказать неутомимым «следопытам» – в тех моделях управления организациями, которые доказали свою эффективность, он обязательно найдется.

А если серьезно, то стоит рассказать о других поисках – поисках своей идентичности. Потребность в самоидентификации у любого народа возникает в разные моменты его истории и развития. И довольно часто – именно в периоды нестабильности, когда нужно четко осознавать свои сильные и слабые стороны, чтобы не откатываться назад и не застревать на месте. Россия в данном случае исключением не является.

Команда экспертов BITOBE занялась изучением этого вопроса именно с точки зрения управления и в результате глубоких исследований сформировала свой подход, назвав его «Русский код лидерства».

Расшифровка культурного кода – XX век

Прежде чем говорить про управление, вспомним о попытках расшифровать русский код с философской и культурологической точки зрения.

Русский философ Николай Бердяев в своем произведении «Миросозерцание Достоевского»1, написанном в начале 20-х годов прошлого века, указал на следующее: «Россия не Запад, но и не Восток. Она есть великий Востоко-Запад, встреча и взаимодействие восточных и западных начал. В этом сложность и загадочность России».

Про важность исследования культурного кода в том же веке много говорил литературовед и культуролог Юрий Лотман. В его книге «Беседы о русской культуре»2 есть такие слова: «События совершаются людьми. А люди действуют по мотивам, побуждениям своей эпохи. Если не знать этих мотивов, то действия людей часто будут казаться необъяснимыми или бессмысленными». 

Современные беседы о русском коде

Уже в нашем столетии вышла книга «Русский код. Беседы с героями современной культуры»3 , в которой на эту же тему в формате интервью размышляли такие известные личности, как, например, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его словам, каждый раз понятие «русский код» раскрывается по-новому: «Уловить его очень трудно: он, как и всякие коды, со временем меняется. Сегодня он один, завтра другой».

Пиотровский во время своего интервью подчеркнул одну очень важную деталь, которую могли заметить люди, сталкивающиеся с понятием «русский код», и у которых, возможно, возник вопрос, почему в современном контексте мы продолжаем говорить слово «русский», не заменяя его на «российский».

Выбор соответствующего эпитета, по его словам, отражает текучесть изменений и нашу зависимость от времени: «Мы знаем по привычным языковым формулам, что у нас "Российская империя", но при этом "русский дворянин". Сейчас мы, кстати, уже не всегда ощущаем, когда надо говорить "русский", а когда "российский". Интересно, что в недавней истории, когда у нас все было советское, в мире советское называли "русским". Но когда СССР рухнул, за рубежом вдруг начали говорить "советский" вместо "русский"».

Из числа других «героев современной культуры», чье интервью также присутствует в книге, можно выделить режиссера Андрея Кончаловского. Он раскрыл свое понимание культурной среды.

Любая культура как система ценностей, по словам Кончаловского, определяется тремя факторами (климатом, пространством и религией), которые формируют ее в течение тысячелетий:

Климат регламентирует форму существования человека: от него зависит время, которое мы затрачиваем на труд, чтобы прокормить себя, он определяет количество знаний, которые нужно применить, чтобы взрастить урожай. Труд во многом обуславливает философию людей. Есть общества, где труд – это способ выживания. И есть общества, для которых труд – лишь одна из форм жизни.

Пространство – это конкретная территория, на которой и за которой на определенном расстоянии друг от друга проживают соседи. Между ними всегда существует некое взаимопроникновение, диффузия.

Третий фактор – это религия. Религия определяет отношение человека к самому себе, к своим грехам. Она играет первостепенное значение в формировании этики нации.

Когда эти три фактора совмещаются, завариваются в общем котле, получается то, что мы называем культурой


Русская модель управления

С управленческой точки зрения вопрос русской идентичности изучил экономист Александр Прохоров. В своей книге он подробно расписал особенности русской модели управления, одна из которых — готовность к мобилизации, к быстрым переходам из состояния покоя в аварийный режим. Это прочно встроено в ее структуру «на генетическом уровне» и позволяет не просто выживать в суровых условиях, но и достигать новых высот развития.

По словам эксперта, в русскую систему управления надежно «вмонтирован» завышенный уровень национально-государственных амбиций. Поэтому наша страна никогда не смирится с возможным «отставанием от мирового уровня».

Наиболее вероятной перспективой русской модели управления, как отметил Прохоров, является ее дальнейшее развитие. Система будет меняться до той степени, до которой необходимо, чтобы достигнуть ожидаемых результатов, сохранив при этом мобилизацию и перераспределение ресурсов в качестве главных управленческих инструментов.

Подробно о русской модели управления можно прочитать в книге эксперта, новое издание которой вышло в 2024 году4, а также в статьях, опубликованных в блоге «Новая эпоха управления».

Русский код и свойства винограда

«Русская модель управления» Прохорова вдохновила и других российских экспертов на расшифровку русского кода. Своими размышлениями о русском коде в управлении активно делится в соцсети кандидат экономических наук Ольга Самоварова, автор книги «Время управлять по-русски»5.

В процессе деловой беседы с Натальей Молчановой она, к примеру, рассказала о концепции «Абрикос-Виноград-Гранат», в которой управленческие культуры разных стран сравнены с фруктами и ягодами.

С абрикосом – ярко выраженные индивидуалистические культуры (Мальта, ЮАР, Ирландия…), потому что «как дерево растет для того, чтобы абрикос родился, так и общество – для личности (для коллектива), чтобы она расцвела».

С гранатом – коллективистский формат человеческого устройства (Мексика, Венесуэла, Южная Корея…). Под твердой, жесткой кожурой теснятся прижатые друг к другу зернышки. Вместе с кожурой они воспринимаются как одно целое.

Третий формат, который, как считает Самоварова, подходит для России, ассоциируется у нее с виноградом. Каждая ягодка здесь под своей кожурой и не похожа на остальные. Несмотря на то что у виноградинки имеется своя плодоножка, она имеет определенную степень свободы –некоторые виноградинки могут и оторваться.

Плодоножки прикреплены к кисточкам, те – к большой грозди. Сами грозди – к лозе. Тем самым получается более сложная архитектура общества.

Если сравнивать строение винограда с компанией, то виноградинки – это люди. Маленькие кисточки – отделы. Грозди – департаменты или компании.

По ее словам, «это более сложная история, где мы все-таки видим и личность. Но эти личности структурированы и подчинены сначала кисточке и потом грозди».

Русский код лидерства

Возвращаясь к началу статьи, стоит отметить, что «Русский код лидерства», сформированный экспертами BITOBE в результате исследований, расшифровывается следующим образом – это совокупность знаний, умений, установок, позволяющих быть наиболее успешным в управленческих реалиях России. Структуру выведенного кода составляют три смысловых блока:


понимание культурной среды,

человечность в управлении,

значимость личности лидера.

Ключевые постулаты лидерства

Первый блок. Понимание культурной среды 

География, история, народы, конфессии – ценность знаний о России и вере в нее сегодня возрастает и становится важной для лидера. В каждом регионе есть свои особенности, характерные для данной местности, для тех людей, которые здесь проживают.

В свое время членам царской семьи преподавали такой предмет, как отчизноведение. Важно было узнать свою страну во всем ее многообразии, чтобы потом можно было эффективно ею управлять.

То же самое можно сказать про компании. Нужно знать культурную среду, географию тех территорий, на которых они работают и где находятся участники их распределенных команд.

Таким образом формируется осознанный патриотизм, когда любовь к своей стране произрастает и крепнет через понимание, через изучение. Лидер, знающий и любящий Родину, способен дать смысл нескольких горизонтов, шире предмета деятельности отдельного человека.

Понимание культурной среды

Выживать не только в спокойный, но и в кризисный период – это умение занимает ключевое место в генетической памяти русской цивилизации. Особенности маятникового характера русской модели управления подробно описал в своей книге «Русская модель управления» Александр Прохоров.

В каждый момент времени система управления в России пребывает в одном из двух состояний – или в стабильном, или в нестабильном, аварийно-мобилизационном. Одни и те же люди, организации действуют совершенно по-разному в зависимости от фазы, лидеру важно это понимать.

Мы умеем мобилизоваться, и у нас для нестабильного режима есть очень понятные правила. Они достаточно жесткие, ориентированные на результат. Команды, следующие им и ведомые сильными лидерами, демонстрируют максимальную эффективность.

Так происходит с организациями, которые ставят перед собой амбициозную цель. Как только цель становится менее амбициозной, напряжение спадает, ситуация становится более расслабленной, появляются другие правила, другая система контроля. Наступает период «демобилизации», отражающийся на изменении состава команд.

Второй блок. Человечность в управлении

В культуре, в которой периодически сменяется модель управления и нет авторитета правил, самой надежной опорой остаются люди и взаимоотношения с ними. Человеческий капитал не подвержен инфляции и не обесценивается в момент. Люди смогут достичь результата там, где процессы не работают.

Лидеру важно уметь осознанно выстраивать отношения в коллективе и экосистеме. Помимо построения системы управления, в фокусе его внимания должны быть следующие акценты:

распознавание потенциала и талантов людей,
персональное наставничество и кадровый резерв,
патернализм и его границы.

Человечность в управлении

Русский человек плохо мотивируется на работу ради блага компании. Качественно вовлечь его может либо «общественный смысл» (высокие цели с социальной миссией), либо «личный смысл» (материальные мотиваторы, мотиваторы личного развития).

Способность лидера создавать мотиваторы уровня «общественного смысла» особенно ценна. Также полезен навык определять персональные мотиваторы уровня «личного смысла».

В указанной выше книге Прохоров описал момент установления рекорда советским шахтером Алексеем Стахановым, которого сумели замотивировать руководители. Важно было не столько то, что он этот рекорд установил, сколько то, что он стал примером для подражания.

Волна «стахановского движения» распространилась по всей стране. Интересно, что в число стахановцев стремились попасть врачи-стоматологи. На тот момент это было одним из самых перспективных средств мотивации.

Третий блок. Значимость личности лидера

Говоря о лидерах, стоит снова упомянуть маятниковый характер русской системы управления. В стабильный период заметных успехов добиваются назначенцы. Управляющие должности они получают от вышестоящего начальства или главенствующей организации. В данной ситуации это воспринимается как нормальный процесс.

В мобилизационный период «на сцену выходят» люди, устремленные к революционным преобразованиям. Они выдвигают себя сами. Спрос на подобных драйверов изменений резко возрастает.

Лидеру необходимо уметь распознавать состояние системы управления, осознавать свою модальность лидерства, по возможности расширять ее.

Значимость личности лидера

Лидер в России часто воспринимается как отеческая фигура. Недаром к слову «царь» в нашей стране добавляли ласковое и уважительное слово «батюшка».

Лидер выступает в роли взрослого, занимающего проактивную позицию и не боящегося брать ответственность как за себя, так и за всю команду. Этим он вносит ощущение спокойствия в команду – если в доме есть взрослый, значит, все хорошо.

Лидер примеряет на себя правила, существующие в организации. Через него команда понимает, каким из них действительно стоит следовать, где есть истинная ценность. Отсюда возникает некая сакральность власти.

Такому лидеру команда многое может простить, но при этом много с него будет требовать.

Продолжение следует…

Стоит отметить, что эксперты BITOBE будут продолжать исследовать феномен русского кода лидерства. Потребуется еще много лет и много итераций в поисках всех смыслов. Пока же можно обратить свое внимание на ту картину, которая уже вырисовывается.


1Миросозерцание Достоевского. Н. А. Бердяев. 1923 г.

2Беседы о русской культуре. Ю. М. Лотман. Искусство-СПБ. 1997 г.

3Русский код. Беседы с героями современной культуры. Эдуард Бояков, Вероника Пономарева. Никея. 2022 г.

4Русская модель управления. Александр Прохоров. Издательство Студии Артемия Лебедева. 2024 г.

5Время управлять по-русски. Ольга Самоварова. 2023 г.