Интернет навсегда изменил подход к освоению новых знаний. Чтобы разобраться в каком-нибудь вопросе, теперь читают Википедию, смотрят онлайн-лекции или просто «гуглят». Но информация стала не просто более доступной. Напротив, сейчас она устаревает так быстро, как никогда раньше: старые теории опровергаются, публикуется все больше новых исследований, а современные проблемы требуют нетривиальных решений. Это происходит в условиях постоянных перемен уже не VUCA-, а BANI-мира.
На этом слегка «безумном» фоне традиционная система обучения с ее планированием не поспевает за стремительно развивающимися потребностями сотрудников. Неужели нужно отказаться от планирования обучения и реагировать исключительно на запросы? А как же системность знаний, о которой так любят поговорить методологи?
Ризоматическое обучение появилось как раз как попытка дать ответ на эти вопросы. Эта концепция исходит из того, что обучающий материал зависит от меняющегося контекста, предыдущего опыта и потребностей участников.
Обучение, которое идет от «корней»
Ризоматическое обучение обязано своим названием французским постструктуралистам. В 1976 году философы Жиль Делёз и Феликс Гваттари ввели понятие «ризома»1, что в переводе с французского означает «корневища». Любителям домашних цветов наверняка вспомнятся ахименесы: эти близкие родственники фиалок размножаются ризомами – маленькими клубнями на корнях. Их обычно отделяют и высаживают по весне, чтобы получить новые цветущие растения. Каждый год ризом становится всё больше. Делез и Гваттари решили, что это прекрасная метафора для противопоставления классическому древу знаний, у которого обязательно должен быть ствол, то есть некое авторитетное знание, на которое опираются все остальные «ветви».
От постструктурализма к обучению будущего
В контексте обучения понятие «ризома» использовалось несколькими авторами, но наибольшую известность получил метод, разработанный канадским исследователем Дейвом Комье.
Комье – эксперт, который хорошо знаком с постструктуралистской философией. Он описал метод ризоматического обучения сначала в своем блоге, а в 2014 году организовал онлайн-курс, который лег в основу его своеобразного манифеста ризоматического обучения Making the Community the Curriculum («Сообщество в качестве учебного плана»)2.
Как и в случае с философской ризомой, в ризоматическом обучении у знания нет центра, нет «ствола»: оно не идет по плану, поднимаясь от одной темы к следующей. Здесь знание состоит из отдельных частиц, которые могут изучаться как по отдельности, так и в связке друг с другом в произвольном порядке. Вместо насаждаемого кем-то сверху учебного плана порядок освоения знаний определяет сообщество обучающихся, а темы для обучения зависят от их компетентности, прошлого опыта и запросов.
Научиться быть эффективным в неопределенности
Ризоматическое обучение зависит от контекста и поэтому становится непредсказуемым. Главная его характеристика – неопределенность. Конечно, для обучения фундаментальным знаниям такое обучение вряд ли подойдет. Сам Комье признавал, что не стал бы доверять докторам, обучавшимся этим методом. Но в других случаях ризоматическое обучение может подготовить обучающихся к непредвиденным обстоятельствам и поиску нетривиальных решений.
Можно выделить следующие принципы ризоматического обучения:
Ответственность предполагает активное вовлечение участников в обучение, преподаватель же выступает лишь в роли фасилитатора, не дает конкретных ответов и не задает траекторию обучения. В ризоматическом обучении важен не конечный результат, а сам процесс, поэтому обычно здесь нет системы оценивания, а мотивация участников зависит от них самих, потому что они берут ответственность за свое обучение. Они не потребляют информацию, а работают с ней, добавляют новые смыслы и обмениваются опытом. Например, учебные материалы группы делятся на четыре категории в зависимости от того, как с ними можно взаимодействовать: от не внушающих доверия анонимных статей в Википедии до самых полезных, которые были созданы самой группой.
Эффекты ризоматического обучения в компании
Ризому можно сравнить не только со знанием, но и с организацией. Даже если в компании выстроена четкая иерархия власти, всю её деятельность можно разложить на отдельные точки (сотрудники, отделы или команды), которые связаны скорее друг с другом, чем с центром3. Чем лучше эти точки адаптированы к развитию в неопределенности, тем устойчивее компания.
Эффекты ризоматического обучения в компании заключаются в следующем:
Один из принципов ризоматического обучения гласит, что оно лучше всего подходит в сложных случаях, когда готовых решений нет. Если компания стремится к инновациям, то ей необходим разноплановый опыт для генерации нестандартных решений, и получить его означает раскрыть потенциал каждого, стимулируя свободный обмен идеями.
Конечно, ризоматическое обучение – не идеальная модель, и у него есть свои ограничения. Бессмысленно вводить его тогда, когда нужно что-то освоить с нуля или существенно повысить квалификацию. Нет смысла принуждать тех, кто учиться совсем не хочет. Однако при формировании развивающей среды в компании об этой концепции точно стоит вспомнить!
1Делез Ж., Гваттари Ф. (2010). Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / пер. с франц. и послесл. Я. И. Свирского; науч. ред. В. Ю. Кузнецов. Екатеринбург: У–Фактория; М.: Астрель.
2Cormier, D. (2016). Making the Community the Curriculum: a Rhizomatic Learning Companion.
3Lawley, S. (2005). Deleuze's Rhizome and the Study of Organization: Conceptual Movement and an Open Future // Tamara: Journal of Critical Postmodern Organization Science. Vol. 3(4). 36–49.