У каждого сообщества своя культура управления, сформированная под воздействием различных факторов и возникшая как итог и сумма тех исторических коллизий, которые прошел этот социум. Религия среди них занимает едва ли не самое высокое место. Даже в совершенно нерелигиозных обществах – таких как современное западно— и северноевропейское – религиозные представления так или иначе подспудно присутствуют в сознании людей.
Современный «цивилизованный человек» вряд ли будет агрессивно реагировать на те или иные некорректные с точки зрения традиционной для него религии высказывания и действия, отнесется к этому с юмором. Однако осадок останется. Еще более важно то, что этика взаимоотношений, в том числе и в сфере бизнеса, исключительно сильно зависит от общей этики той культуры, в формировании которой религия играла решающую роль. Это необходимо учитывать, выстраивая стратегию и формируя отношения с партнерами и клиентами, а также налаживая взаимодействия между сотрудниками внутри своей компании.
Существует множество классификаций религий, но чаще всего выделяют три категории:
Для древнейших обществ принято выделять ранние формы религиозности, к которым относят анимизм, фетишизм, магию, тотемизм и шаманизм. Важно понимать, что пережитки первобытной религиозности присутствуют во всех современных мировых религиях: вера в существование души – классический анимизм; вера в ту или иную сверхъестественную силу предметов и артефактов — явный пережиток фетишизма; образы животных и растений в мировых религиях — пережитки тотемизма и т. д.
Новых религиозных движений можно перечислить множество, и возникают они непрерывно, часто – на основе синкретизма, например, нью-эйдж сочетает в себе буддизм, неоязычество, шаманизм и восточные практики. Так современная глобализация влияет на представления о связи человека с Богом.
Религия и «экономическое чудо»
Протестантизм. Одним из первых влияние религии на экономические результаты указал немецкий социолог Макс Вебер. В своей книге «Протестантская этика и дух капитализма», написанной в 1904 году, он назвал протестантизм экономически продуктивным, так как это направление христианства утверждает ценность труда. Капитализм, по мнению Вебера, неслучайно возник именно в Западной Европе, потому что именно здесь лидеры, владельцы капитала, а также высококвалифицированные служащие попали под мощное влияние протестантской этики.
Однако здесь есть очень важный момент. Как предельно точно и лаконично подметил в XVIII веке Вольтер: «Бог создал человека, а человек — Бога». Смысл этого высказывания в том, что религия любого общества складывается исторически и копирует, отражает те социальные, бытовые и нравственные основы, на которых зиждется данное общество. Именно поэтому древнеегипетские боги так созвучны древним египтянам, а греческие – грекам: их образы придуманы и отшлифованы именно в недрах этих культур. То же самое справедливо и в отношении протестантизма: в наиболее экономически продвинутых областях Европы в XV–XVI веках стало зарождаться совершенно новое, невиданное нигде и никогда ранее в мире отношение к труду – капиталистический уклад. Труд, столетиями воспринимавшийся в христианской цивилизации как «наказание Божие за грехи», начал рассматриваться как источник благосостояния (которое тоже не было ранее ни самоцелью, ни достойным делом, так как главным было посмертное спасение души). Поэтому в городах Нидерландов, Южной Германии и ряде других регионов возникли сообщества людей с совершенно новой нравственностью, ориентированной на материальный успех, накопление богатств и благополучие. Именно их мысли и оформились в сочинениях Мартина Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли и других идеологов. Безусловно, вслед за этим очень быстро сложилась протестантская субкультура, которая уже сама по себе бесконечно воспроизводила внутри себя эту новую этику, которая влияла на мировосприятие следующих поколений.
Вероятно, всем знаком замечательный роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», как и ещё более знаменитая его экранизация. Там, на въезде в усадьбу отца Скарлетт, появляется плакат с лозунгом, который, вероятно, наиболее полно отражает суть нового, протестантско-капиталистического мышления: «Не тратьте время зря, это материал, из которого состоит жизнь». В 2015 году, через 111 лет после Вебера, немецкий экономист Людгер Вессманн поделился своим объяснением протестантского «экономического чуда», связав его с образованием. Вера в то, что каждый христианин должен иметь возможность самостоятельно читать Библию на собственном языке и самостоятельно толковать прочитанное, по его мнению, привела к повышению уровня грамотности во всех протестантских регионах и к развитию самостоятельности мышления.
Один из самых известных протестантов – Джон Рокфеллер. Несмотря на размер своего капитала, он преподавал в воскресной школе при своей церкви Eire Street Baptist Mission Church.
Другой миллиардер, Дэвид Грин, владелец Hobby Lobby, считает, что все, что у него есть, ему даровано богом. В своем деле этот протестант-евангелист отстаивал два ключевых принципа:
Католицизм. Доступность знаний можно действительно рассматривать как фактор успешности, но только ли в этом заключается секрет? Политолог Мария Снегова отметила, что в последнем десятилетии XX века резко улучшили свои экономические показатели Польша, южные районы Германии и Ирландия. Единственное, что роднило три разных района Европы – католицизм. По мнению Снеговой, «чудо» случилось благодаря изменениям в католичестве. Решающую роль, как считает политолог, сыграл Второй Ватиканский собор 1962 года. Он перевел католическое богослужение на национальные языки и изменил социальную доктрину католической Церкви. Если раньше католики относились к труду как к проклятию, посланному людям за их грехи, а нищету считали священной, то после Собора установка в корне изменилась.
Православие. Возможно ли «чудо» православное? Экономист Александр Аузан считает, что оно уже случилось и связано со старообрядчеством – течением, возникшим в результате раскола в Русской церкви. Староверческие общины доминировали в промышленности и торговле России к середине XIX века. Во время правления Николая I российская экономика держалась на честном слове староверов: именно оно давало возможность получить кредит без залога и уверенность в том, что достигнутые договоренности будут честно соблюдаться. В списке знаменитых староверов-предпринимателей такие фамилии, как Мамонтов, Морозов, Третьяков, Рябушинский.
Изменения религиозных норм приводили к экономическим эффектам не только в христианских странах. На Ближнем Востоке с конца II века н. э. в иудаизме укоренилась религиозная норма, требующая от отцов обучать своих сыновей. Экономисты Маристелла Боттичини и Цви Экштейн уверены, что это дало большое преимущество купцам-иудеям во время урбанизации в халифате Аббасидов.
Управлять по-христиански
Работать христианин должен так, чтобы через труд приблизиться к Богу. Из этой идеи вырастает целое направление трудничества – христианского волонтерства как формы духовного развития.
Особое место отводится послушанию. Некоторые могут спутать его с беспрекословным подчинением воле другого человека, но в действительности суть его заключается в согласовании своей воли с волей Божьей.Раболепное подчинение руководителю (человекоугодничество) в христианстве не приветствуется. Протоиерей Валентин Свенцицкий объяснял христианское отношение к власти следующим образом: «Нужно повиноваться всякому человеческому начальству, но до тех пор, покуда требования этого начальства не противоречат заповедям Христа».
Поэтому любой начальствующий также должен духовно развиваться через послушание: например, учиться у своих работников, подавать им своим поведением пример благодетельной жизни и т. д.
Игумен Нектарий вспоминает, что у преподобного старца Силуана Афонского был инцидент, когда он исполнял обязанности эконома при монастыре. Рабочий строительной бригады обозвал его из-за какого-то пустяка, но преподобный не стал распекать грубияна, а привел к себе, накормил и выслушал. Оказалось, дома у рабочего были неприятности: тот все рассказал старцу и расплакался. Больше на стройке подобных инцидентов не случалось. Но это не значит, что так можно поступать в каждом случае: иногда спасать человека нужно «страхом Божиим», иначе он будет потерян и для других, и для самого себя. И в этом заключается суть управленческого таланта: уметь видеть сердцем, понимать, какие мысли и чувства кроются за словами и поступками человека.
Управлять по-исламски
В исламе власть считается даром Аллаха и его поручением. Наделенный властью должен использовать её справедливо. Если его поступки направлены на претворение воли Аллаха, то за это ему полагается награда. Если же нет, то он должен лично отвечать за это.
Несмотря на то, что все религиозные предписания должны выполняться беспрекословно, административные вопросы решаются на основе шуры и договоренностей.
Пророк Мухаммад заботился о сплоченности общества, в котором взаимоотношения должны быть выстроены таким образом, чтобы разные его части укрепляли друг друга.
Управлять по-буддистски
Если человек отказывается верить в непорочное зачатие или воскрешение, то его перестают считать христианином, даже если он верует. Он становится в глазах общины еретиком. В буддизме отношение к подобным «уклонениям» от догматов более лояльное. Главное – принимать три начала: Будда, буддистский закон (дхарма) и община (сангха). Секрет здесь, очевидно, в том, что буддизм, по сути, трудно считать религией. В нем отсутствует персонализированное божество и сыновне-отеческое отношение к нему, роль неоспоримого авторитета выполняют, скорее, законы мироздания. Нарушая их, ты не «обижаешь Бога», как в авраамических религиях, а просто вызываешь неизбежные последствия.
Но такая «свобода» имеет свои сложности. Например, никто не учит правильно медитировать. И в этом есть рациональное зерно, ведь нужно достичь определенного состояния самому, а внутреннее состояние нельзя воспроизвести. Другими словами, если ты сам себя не освободишь, никто тебя не освободит. Но как понять, что поможет прогрессу? Здесь важен внешний контроль без назидания. В Китае для этого проводятся постмедитативные беседы: через несколько часов или через сутки после медитации учитель определяет, какого состояния достиг его ученик.
Буддизм очень тесно переплетается с демократическими способами управления. Будда подчеркивал четыре способа обращения с людьми.
Кроме этого, важно научиться управлять собой – своими мыслями и чувствами. В сказках Джатаки есть красивая история о мудром правителе. Однажды во время обхода города он увидел красивую женщину и влюбился в нее, но, узнав, что она уже замужем, устыдился своих чувств. Муж красавицы догадался об этом и из уважения к правителю предложил ему свою супругу в наложницы. Правитель отказался: «Если бы мне не хватило сил управлять собой, то скажи, в какое состояние я привел бы людей, жаждущих защиты с моей стороны? Таким образом, рассматривая благо моих подданных, мою собственную праведность и мою незапятнанную славу, я не позволяю себе подчиниться своей страсти. Я вождь своих подданных, бык своего стада».
Управлять по-иудаистски
В иудейской традиции руководитель обязан быть скромным и усердно выполняющим волю Всевышнего. Когда Бог выбрал Моисея для освобождения евреев из египетского рабства, то не последнюю роль в этом сыграла приверженность пророка возложенным на него задачам. Когда Моисей был пастухом, одна овца отбилась от стада, но он не отмахнулся от нее, а приложил все силы, чтобы найти и вернуть. Своей ответственностью он продемонстрировал, как много может сделать для целого народа. Поэтому лидерство в иудаизме – это всегда взятые на себя обязательства, а не вопрос власти и денег. Лидер не обязан в чем-то превосходить остальных, его главная задача – напоминать о цели и вдохновлять на ее достижение.
В Талмуде приводится история о рабане Гамлиэле, призвавшем своих учеников, которые, несмотря на свои обширные знания, были бедны. Он решил назначить их на почетную общественную службу, но те, узнав об этом, отказались. Тогда патриарх сказал: «Вы считаете, что, назначая вас на общественную службу, я власть вам даю? Рабство даю я вам!»
Вместо выводов
Сергей Булгаков писал, что хотя религии и различны, религиозность – общая черта человека, которой противопоставляется вовсе не атеизм, а иррелигиозность, или «религиозная невменяемость», понимаемая как полный отказ от своей свободы и духовности.
Современные исследователи склонны согласиться с его выводом, полагая, что религиозность возникла как побочный эффект развития когнитивных способностей человека. В этом отношении религия оказывается для людей намного более «естественной», чем наука, которую приходится осваивать с большими усилиями, выдерживая все тяготы ограниченности познания.
Этим и объясняется, что даже уверенные в себе атеисты довольно часто подвержены суевериям и могут со временем поменять свою точку зрения, когда понимают, что на них возложена очень значимая миссия – то, что намного больше их самих. Подобное, например, произошло с Марком Цукербергом, который после проблем с Facebook1, признался, что после долгих лет отрицания все-таки «вновь считает религию очень важной». Другими словами, когда значимая цель превосходит имеющиеся возможности, люди скорее склонны обращаться к незримым силам Вселенной, чем сдаваться и отказываться от нее.
1Признан в РФ экстремистской организацией