Вам наверняка знакомо знаменитое высказывание Бернарда Шоу «У оптимистов сбываются мечты. У пессимистов – кошмары». Но что значит быть «оптимистом»? Отрицать проблемы компании и идти по давно намеченному пути с натянутой улыбкой? В современном непредсказуемом BANI-мире, который подбрасывает нам все больше потрясений от пандемии до мировых конфликтов и экономических санкций, становится особенно важно трезво оценивать ситуацию, не впадая в панику, и извлекать выгоды из тех вызовов, что сегодня стоят перед бизнесом. Один из способов сохранить самообладание, не игнорируя проблемы – рефрейминг.
Ищем ложку меда в бочке с дёгтем
Рефрейминг – это метод нейро-лингвистического программирования, который помогает взглянуть на ситуацию с другой стороны, найти в проблеме возможности, побороть негативные установки и рассудительно подойти к решению.
Мы воспринимаем весь наш опыт через определенные «рамки» (англ. frames), где одно событие или мысль могут выходить на передний план, а все остальное остаются фоном1.
Например, два сотрудника проходят тренинг по развитию soft skills: один будет воспринимать это как возможность улучшить свои навыки общения с клиентами, а другой будет считать это «обязаловкой» и потерей времени, которое он мог уделить работе.
С помощью рефрейминга (от англ. reframe – изменить обрамление, переосмыслить) мы как бы перекладываем свой опыт в другую рамку, расширяем контекст, видим положительные стороны и, возможно, находим выход из ситуации. Как в примере с работой художника рефрейминг позволяет прийти к положительному восприятию ситуации, при этом, не теряя «старуху» из вида.
Источник: Википедия
Способы выйти за «рамки» своего мышления
Рефрейминг контекста. Изменение размеров фрейма. Мы помещаем событие, поступок или переживание в другой контекст, более широкий или наоборот узкий. Это помогает посмотреть на ситуацию шире и найти новые решения. Можно обратиться к длительному временному промежутку или расширить группу людей, на которых повлияет ситуация. Например, проект, над которым вы начали работать, приостановили. Если фокусироваться на ближайший месяц это может вызывать волнение: усилия потрачены зря, а проектов и так не много и ваши доходы снижаются. Однако если расширить временные рамки до нескольких месяцев, то вполне вероятно клиент вернется к вам и у вас уже будут разработки, которые можно применить.
Рефрейминг содержания. Изменение взгляда на ситуацию, в основном заключается в том, что в негативных событиях или переживаниях мы находим положительные стороны. К примеру, вы ведете переговоры с требовательным клиентом: он постоянно вносит правки и тщательно проверяет документы, это отнимает много времени и сил. Однако можно предположить, что, если клиент уделяет столько усилий, он настроен на долгосрочное сотрудничество и в будущем может стать надежным партнером.
Рефрейминг с союзом «зато». Этот способ, по сути, тоже является рефреймингом содержания, то есть позволяет найти положительные стороны, но значительно упрощает процесс. Ваш проект приостановили, зато у вас у вас будет больше времени и сил на другие проекты. У вас большая нагрузка на работе, зато вы сможете проявить себя и продвинуться по карьере. Продукт вашей компании устаревает, зато вы сможете провести ревизию и занять новую нишу.
Выгодное сравнение. Проблема или ситуация противопоставляется тому, что происходило с вами в прошлом, или тому, что было с другими людьми, организациями и т.п. Этот способ помогает отойти от катастрафического мышления, когда любая проблема воспринимается как трагедия. Лучше всего проводить сравнение с собой в прошлом или, например, своей компанией, тогда вы сможете не просто посмотреть на ситуацию со стороны, но и отметить свой прогресс. Например, ваша компания переживает кризис, и вы волнуетесь, что она не сможет выстоять, но тут вы вспоминаете, как находили решения в прошлом, хотя тогда еще не имели своего сегодняшнего опыта и репутации.
Рефрейминг с помощью коннотации. Проблема формулируется с помощью слов с другой эмоциональной окраской: вместо «провала» можно сказать «неудача» или «ошибка», вместо «кризиса» – «переломный момент» или «затруднение». Такой прием помогает перенести фокус внимания с эмоционального переживания на поиск решения.
Вместо тревоги ищем решение
Рефрейминг, прежде всего, психологический инструмент, который помогает бороться с негативными установками, поэтому это хороший способ противостоять стрессу на работе. Когда вы испытываете трудности, рефрейминг позволяет не тратить энергию на эмоциональные переживания и сфокусироваться на возможностях. Самое главное – не прибегать к самообману и избеганию, проблему не стоит игнорировать, а лишь расширить свои «рамки».
К тому же, рефрейминг может помочь, как справится со стрессом самостоятельно, так и помочь своим сотрудникам. Особенно это важно в период турбулентности, когда ваша компания сталкивается с новыми вызовами, за которыми следуют сокращения и напряженная работа. Тогда рефрейминг пригодится в антикризисной коммуникации: постарайтесь в своей речи к сотрудникам говорить не только о потерях, но и достижениях и возможностях.
Иногда именно это турбулентное время становится возможностью для инноваций, и, чтобы подтолкнуть свою команду к новым идеям, можно использовать рефрейминг. Например, если ваша компания не выдерживает конкуренции в своей ниши, это может быть возможностью создать что-то новое и совершить прорыв в своей сфере. Именно так поступила компания Netflix. Компания начинала свою работу, когда на американском рынке уже давно укрепилась сеть видеопроката Blockbusters. Тогда Netflix отправляла DVD диски по почте и работала только через интернет, который только начал развиваться. Киноманам того времени было проще найти новинки в видеопрокате, а не ждать доставки по почте, поэтому лишь небольшая аудитория Blockbusters пришла к Netflix. Но с новыми технологиями Netflix пришел к потоковому видео и смог вытеснить с рынка своего конкурента2. А Blockbusters просто перестал существовать, когда DVD-диски устарели.
Мы не идеальны, но клиент доволен
Еще одна область применения рефрейминга – это маркетинг и продажи. Вы наверняка не раз замечали, как рекламные компании заранее отметают сомнения покупателей и выставляют недостатки за преимущества. Как на возражение о цене можно ответить «качество стоит дорого» или «дорого, потому что эксклюзивно». Этот прием можно использовать не только в рекламе, но и в общении с клиентом, обращая внимание на то, что ваша услуга может дать, несмотря на возможные недостатки. При этом, как и в любом другом случае не стоит обманывать ни себя, ни других, потому что рефрейминг – это лишь способ изменить фокус внимания.
1Дилтс Р. Фокусы языка. Изменения убеждений с помощью НЛП. Питер, 2019.
2Кристерсен К., Рейнор М., Макдональд Р. Научитесь разбираться в прорывных инновациях. Harvard Business Review. 20.09.2019