Техника рефрейминга - изменяя убеждения | блог Новая Эпоха Управления

Рефрейминг

9 мин
9213

Рефрейминг обложка

Вам наверняка знакомо знаменитое высказывание Бернарда Шоу «У оптимистов сбываются мечты. У пессимистов – кошмары». Но что значит быть «оптимистом»? Отрицать проблемы компании и идти по давно намеченному пути с натянутой улыбкой? В современном непредсказуемом BANI-мире, который подбрасывает нам все больше потрясений от пандемии до мировых конфликтов и экономических санкций, становится особенно важно трезво оценивать ситуацию, не впадая в панику, и извлекать выгоды из тех вызовов, что сегодня стоят перед бизнесом. Один из способов сохранить самообладание, не игнорируя проблемы – рефрейминг.

Ищем ложку меда в бочке с дёгтем

Рефрейминг – это метод нейро-лингвистического программирования, который помогает взглянуть на ситуацию с другой стороны, найти в проблеме возможности, побороть негативные установки и рассудительно подойти к решению.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – это подход практической психологии, который направлен на изменение убеждений человека через вербальные высказывания и паттерны поведения.

Мы воспринимаем весь наш опыт через определенные «рамки» (англ. frames), где одно событие или мысль могут выходить на передний план, а все остальное остаются фоном1.

Например, два сотрудника проходят тренинг по развитию soft skills: один будет воспринимать это как возможность улучшить свои навыки общения с клиентами, а другой будет считать это «обязаловкой» и потерей времени, которое он мог уделить работе.

Подобную множественность взглядов можно увидеть в работе художников, которые играли с обманом зрения. Например, достаточно известна работа американского карикатуриста Уильяма Эли Хилла «Моя жена и тёща». Если сосредоточится на правой стороне картины, то перед нами предстает старуха с гипертрофированными чертами лица. Однако если взглянуть на неё издалека, можно увидеть вместо старухи молодую элегантную девушку. При этом сама картина не меняется, меняется только наш фокус внимания.
Уильям Эли Хилл «Моя жена и тёща»

С помощью рефрейминга (от англ. reframe – изменить обрамление, переосмыслить) мы как бы перекладываем свой опыт в другую рамку, расширяем контекст, видим положительные стороны и, возможно, находим выход из ситуации. Как в примере с работой художника рефрейминг позволяет прийти к положительному восприятию ситуации, при этом, не теряя «старуху» из вида.
Источник: Википедия

Способы выйти за «рамки» своего мышления

Рефрейминг контекста. Изменение размеров фрейма. Мы помещаем событие, поступок или переживание в другой контекст, более широкий или наоборот узкий. Это помогает посмотреть на ситуацию шире и найти новые решения. Можно обратиться к длительному временному промежутку или расширить группу людей, на которых повлияет ситуация. Например, проект, над которым вы начали работать, приостановили. Если фокусироваться на ближайший месяц это может вызывать волнение: усилия потрачены зря, а проектов и так не много и ваши доходы снижаются. Однако если расширить временные рамки до нескольких месяцев, то вполне вероятно клиент вернется к вам и у вас уже будут разработки, которые можно применить.

Рефрейминг содержания. Изменение взгляда на ситуацию, в основном заключается в том, что в негативных событиях или переживаниях мы находим положительные стороны. К примеру, вы ведете переговоры с требовательным клиентом: он постоянно вносит правки и тщательно проверяет документы, это отнимает много времени и сил. Однако можно предположить, что, если клиент уделяет столько усилий, он настроен на долгосрочное сотрудничество и в будущем может стать надежным партнером.

Рефрейминг с союзом «зато». Этот способ, по сути, тоже является рефреймингом содержания, то есть позволяет найти положительные стороны, но значительно упрощает процесс. Ваш проект приостановили, зато у вас у вас будет больше времени и сил на другие проекты. У вас большая нагрузка на работе, зато вы сможете проявить себя и продвинуться по карьере. Продукт вашей компании устаревает, зато вы сможете провести ревизию и занять новую нишу.

Список союзов для рефрейминга

Выгодное сравнение. Проблема или ситуация противопоставляется тому, что происходило с вами в прошлом, или тому, что было с другими людьми, организациями и т.п. Этот способ помогает отойти от катастрафического мышления, когда любая проблема воспринимается как трагедия. Лучше всего проводить сравнение с собой в прошлом или, например, своей компанией, тогда вы сможете не просто посмотреть на ситуацию со стороны, но и отметить свой прогресс. Например, ваша компания переживает кризис, и вы волнуетесь, что она не сможет выстоять, но тут вы вспоминаете, как находили решения в прошлом, хотя тогда еще не имели своего сегодняшнего опыта и репутации.

Рефрейминг с помощью коннотации. Проблема формулируется с помощью слов с другой эмоциональной окраской: вместо «провала» можно сказать «неудача» или «ошибка», вместо «кризиса» – «переломный момент» или «затруднение». Такой прием помогает перенести фокус внимания с эмоционального переживания на поиск решения.

Вместо тревоги ищем решение

Рефрейминг, прежде всего, психологический инструмент, который помогает бороться с негативными установками, поэтому это хороший способ противостоять стрессу на работе. Когда вы испытываете трудности, рефрейминг позволяет не тратить энергию на эмоциональные переживания и сфокусироваться на возможностях. Самое главное – не прибегать к самообману и избеганию, проблему не стоит игнорировать, а лишь расширить свои «рамки».

К тому же, рефрейминг может помочь, как справится со стрессом самостоятельно, так и помочь своим сотрудникам. Особенно это важно в период турбулентности, когда ваша компания сталкивается с новыми вызовами, за которыми следуют сокращения и напряженная работа. Тогда рефрейминг пригодится в антикризисной коммуникации: постарайтесь в своей речи к сотрудникам говорить не только о потерях, но и достижениях и возможностях.

Иногда именно это турбулентное время становится возможностью для инноваций, и, чтобы подтолкнуть свою команду к новым идеям, можно использовать рефрейминг. Например, если ваша компания не выдерживает конкуренции в своей ниши, это может быть возможностью создать что-то новое и совершить прорыв в своей сфере. Именно так поступила компания Netflix. Компания начинала свою работу, когда на американском рынке уже давно укрепилась сеть видеопроката Blockbusters. Тогда Netflix отправляла DVD диски по почте и работала только через интернет, который только начал развиваться. Киноманам того времени было проще найти новинки в видеопрокате, а не ждать доставки по почте, поэтому лишь небольшая аудитория Blockbusters пришла к Netflix. Но с новыми технологиями Netflix пришел к потоковому видео и смог вытеснить с рынка своего конкурента2. А Blockbusters просто перестал существовать, когда DVD-диски устарели.

Мы не идеальны, но клиент доволен

Еще одна область применения рефрейминга – это маркетинг и продажи. Вы наверняка не раз замечали, как рекламные компании заранее отметают сомнения покупателей и выставляют недостатки за преимущества. Как на возражение о цене можно ответить «качество стоит дорого» или «дорого, потому что эксклюзивно». Этот прием можно использовать не только в рекламе, но и в общении с клиентом, обращая внимание на то, что ваша услуга может дать, несмотря на возможные недостатки. При этом, как и в любом другом случае не стоит обманывать ни себя, ни других, потому что рефрейминг – это лишь способ изменить фокус внимания.



1Дилтс Р. Фокусы языка. Изменения убеждений с помощью НЛП. Питер, 2019.

2Кристерсен К., Рейнор М., Макдональд Р. Научитесь разбираться в прорывных инновациях. Harvard Business Review. 20.09.2019

Статья на Дзен

Читайте также по теме: