Когда профессор Чикагского университета Бенджамин Блум создавал в середине 20-го века свою таксономию, он еще не знал, как будут выстраиваться образовательные процессы через 50 лет и какую роль в этом станут играть умные вычислительные машины.
Классификация педагогических целей ученого выстояла под напором времени и лавинами критики, пробившись в будущее, а точнее, в наше с вами настоящее. Ее сейчас активно используют в e-learning для формирования у обучающихся умственных навыков высшего порядка, которые позволяют анализировать полученные знания, синтезировать на их основе новые конструкции и аргументировать свою точку зрения.
Что такое таксономия Блума?
Блум хотел помочь педагогам правильно ставить образовательные цели, чтобы исходя из них можно было бы формулировать ученикам задачи и выбирать инструменты для оценки. В своей таксономии он разделил образовательные цели на три сферы:
1
когнитивная – «знаю» – все, что связано с процессом получения знаний;
2
аффективная – «чувствую» – формирование эмоционального отношения к явлениям окружающего мира;
3
психомоторная – «творю» – развитие практических навыков и умение пользоваться различными инструментами.
Таксономия — принцип расположения чего-либо в иерархическом порядке.
Наибольшее внимание в своем труде под названием «Таксономия образовательных целей» Блум уделил когнитивной сфере. Здесь он выделил шесть уровней учебных целей, расположенных в иерархическом порядке. Каждый из них направлен на формирование определенных навыков мышления:
на нижних уровнях расположены знание, понимание и применение;
на высоких – анализ, синтез и оценка.
Визуально эти уровни можно представить в виде пирамиды.
Таксономия Блума
Основные принципы развития мышления
Таксономия Блума выстроена по принципу от простого к сложному. Поэтому проектируя обучение в онлайне, важно учитывать последовательность прохождения уровней учебных целей.
Первым шагом вы даете обучающимся новые знания – предоставляете лонгрид, делитесь видео, показываете презентацию.
Вторым шагом – проверяете, как они усвоили эту информацию, и главное – поняли ли они ее. Для этого используются проверочные тесты.
Третий шаг дается в онлайне сложнее. Иногда вы можете положиться только на саморефлексию обучающегося, который применил новый инструмент и изложил вам те сложности, с которыми столкнулся лично. Если он недопонял на втором шаге, то, скорее всего, совершил ошибки на третьем, а значит, должен вернуться на шаг назад.
На четвертом шаге обучающийся уже понимает не только то, что надо делать, но и то, почему так надо. А значит, он может браться за самостоятельный разбор задачи и предлагать решение для кейса с применением этого инструмента.
Пятый шаг означает не только способность группировать факты и обобщать полученную информацию, но и умение соединять идеи так, чтобы появилось новое решение. Быть творческим, не разбираясь в вопросе, то есть упустив четвертый шаг, невозможно. Отговорки вроде «Я так вижу…» без погружения в анализ – вовсе не свидетельство оригинальности мысли.
Шестой шаг означает, что если все предыдущие уровни были достаточно проработаны, то обучающийся может оценить применение нового знания своим коллегой и дать адекватную оценку собственным результатам.
Уровни мышления в таксономии Блума
Как перейти на высшие уровни мышления в e-learning?
Если в процессе онлайн-обучения перед обучающимися ставится задача только отыскать какие-либо факты в интернете, то шансов обрести опыт мышления высшего порядка у них крайне мало. Нужны задания, требующие решения сложных проблем. В условиях таких задач обязательно присутствует многокомпонентность данных.
Ускорить восхождение по уровням помогут ответы на специально подобранные вопросы. Рассмотрим их на примере уровней «синтез» и «оценка».
В процессе поиска ответов на представленные вопросы обучающемуся удастся:
отыскать нужные сведения,
обобщить ключевые аспекты добытой информации,
интегрировать данные в актуальный контекст,
провести сравнение найденных сведений с помощью оценки и/или анализа,
синтезировать данные и сделать самостоятельные выводы.
Работа с вопросами поможет приобрести навыки мышления высшего порядка. Как следствие, ученики получат дополнительную мотивацию к дальнейшему совершенствованию своей мыслительной деятельности и поверят в слова Аристотеля, который называл мышление «верхом блаженства, радостью жизни и доблестнейшим занятием человека».