Таксономия Блума для обучения взрослых | Экспертный блог BITOBE

Обновленная таксономия Блума: креативность как высший уровень обучения

9 мин
334

Обновленная таксономия Блума обложка

Переосмысление знаменитой таксономии Блума, которую активно используют для проектирования программ обучения взрослых, произошло примерно через полвека после ее создания. Авторы обновленной версии 2001 года поставили на верхушку иерархии креативность.  Эта и другие трансформации сделали модель, по их мнению, более реалистичной, отражающей естественный процесс обретения знаний, что подтверждают практические примеры ее использования, в том числе нашими экспертами.


Таксономия Блума и ее трансформация

В 1954 году американский психолог Бенджамин Блум предложил иерархию учебных целей («таксономия» – это лишь другое название для иерархии). Эта иерархия начиналась со «Знания», далее с каждым уровнем учебные цели предполагали все более сложные процессы мышления. На вершине располагались «Анализ», «Синтез» и «Оценка».

Ученик должен был постепенно проходить каждый из шести уровней, а таксономия служила бы своеобразным навигатором, который помогает преподавателям подбирать форматы и задания для каждой из целей.

В конце XX века стал развиваться конструктивизм и другие образовательные теории, которые придавали большую роль в получении знаний самому ученику. Согласно конструктивизму, ученик не осваивает знания в готовом виде, а конструирует, то есть создает или переосмысливает их, когда получает новый опыт.

Группа ученых во главе с Дэвидом Крэтволом, который работал над оригинальной таксономией вместе с Блумом, и его ученицей Лорин Андерсон предложила обновленный вариант, учитывающий современные разработки психологии и педагогики, а также заметки самого Бенджамина.

Главные изменения в таксономии

Во-первых, авторы обновленной таксономии сменили названия уровней, переделав существительные в глаголы (в русском переводе часто по-прежнему встречается вариант с существительным). Эта, казалось бы, незначительная деталь подчеркивает, что обучение – это действие, активный процесс.

Обновления в таксономии — смена названия уровней

Во-вторых, Крэтвол и Андерсон поменяли местами два верхних уровня таксономии. В результате верхушку заняло создание чего-то нового на основе изученного материала. Сами авторы аргументировали это решение тем, что процесс создания намного сложнее исследования и оценки готовых данных или материалов.

Изменения в таксономии — смена уровней

В-третьих, согласно оригинальной таксономии Блума, обучающийся должен был продвигаться от уровня к уровню. Такой подход может показаться слишком искусственным. В жизни настоящее понимание может наступать, когда вы начинаете применять новый инструмент на практике. В обновленной таксономии допускается, что уровни таксономии могут пересекаться.

Наконец, еще сам Блум заметил, что первый уровень его таксономии – Знание – сильно отличается от остальных пяти. Другие ступени описывали процессы или навыки взаимодействия со знанием. Поэтому выделять знание в один из отдельных из уровней было не совсем верно. При обновлении таксономии первая ступень стала больше соотноситься с действием («запоминать», или remember вместо knowledge в оригинале). Само Знание было разделено на 4 категории. Три из них выделил сам Блум:


Знание фактов
Термины, определения, даты, обозначения и символы


Концептуальные знания

Теории, модели, классификации элементов по какому-либо признаку



Процедурные знания
Алгоритмы, техники, методы и процедуры


Метакогнитивные знания

Знание того, как работает мышление, в том числе понимание своих собственных процессов мышления

Крэтвол и Андерсон объединили классификацию знания с иерархией учебных целей, в результате чего появилась двухмерная таблица (англ. Taxonomy Table), которую можно использовать, чтобы определять задачи обучения.

Taxonomy Table

Как использовать таблицу? Задача обучения прописывается в одной из ячеек, столбец отвечает за действие, которое ученик должен выполнить по результатам обучения, а строка – за объект. То есть по строке можно определить, что ему нужно запомнить, уметь применять или анализировать.

Действия не ограничиваются только лишь названиями уровней. В таксономии каждая ступень предполагает расширенный список глаголов, которые можно использовать, чтобы сформулировать цель обучения. Например, задача обучения на пересечении уровня «Применять» и «Процедурные знания» может звучать так: использовать критерии SMART при постановке задач сотруднику.

Проектирование обучения с помощью обновленной таксономии

Таксономия применяется как в педагогике, так и обучении взрослых (андрагогике). Она помогает сформулировать цели и задачи, а также подобрать форматы и способы оценки обучения.

С помощью таблицы, приведенной выше, можно контролировать, чтобы в обучении были задействованы разные уровни таксономии и категории знания.

Исследование, проведенное при участии американских студентов, показало, что если задействовать высокие уровни обучения («Оценивать» и «Создавать»), то обучающиеся больше довольны учебой в целом, потому что сложные задания создают чувство сопричастности и вовлекают их в процесс. При этом исследователи отмечали, что без крепкой основы нижних уровней обучающиеся не смогли бы прийти к такому результату1. По таблице можно отследить, нет ли в программе обучения дисбаланса в сторону фактических знаний и простого запоминания.

Также таблицу обновленной таксономии можно использовать, чтобы проверить образовательную программу в целом – как задачи, форматы обучения и проверка знаний соотносятся между собой. Для этого в таблице помимо задачи распределяются форматы и задания для проверки знаний. Здесь варианты частичного совпадения трех элементов, которые относятся к одной и той же части программы, могут стать поводом переосмыслить обучение и подумать, как его можно улучшить.

Например, предыдущий пример задачи «Использовать критерии SMART при постановке задач сотруднику» попадает в столбец «Применять» и в строку «Процедурные знания». При этом проверка знаний может оказаться обычным тестом, где нужно соотнести каждую букву аббревиатуры SMART с названием критерия – такая активность будет скорее относиться к первой ячейке таблицы («Запоминать», «Знание фактов»). Таксономия помогает в наглядном виде проследить, что те форматы и формы проверки знаний, которые мы запланировали, соотносятся с задачами обучения.

Использование таксономии Блума в проектах BITOBE

BITOBE разрабатывает обучение с проектными треками, в ходе которых участники работают над проектами в своей области. Это позволяет достигать самого высокого уровня обучения – «Создавать». Рассмотрим два кейса из практики компании.

В рамках программы обучения тренерского состава юношеской академии по одному из видов спорта BITOBE разделила процесс обучения на две части. В первой части участники осваивали теоретический материал по педагогике, что соответствовало нижним уровням таксономии Блума, таким как «Запоминание» и «Понимание». Они выполняли небольшие задания, которые позволяли им применять, анализировать полученные знания и оценивать действия других тренеров.

Например, каждую пятницу в рамках программы проводили киноклуб, где участники смотрели отрывки из фильмов про спортсменов и делились своим мнением о поведении героев.

Последний месяц обучения был посвящен работе над проектами, что соответствовало уровню «Создавать» в таксономии. Участники разрабатывали проекты, направленные либо на развитие воспитанников, либо на сплоченность тренерского состава. Это позволило им не только закрепить полученные знания, но и создать решения для улучшения работы академии, которые они будут реализовывать самостоятельно после окончания обучения.

В другом проекте BITOBE организовала конкурс молодых лидеров в крупной промышленной компании. Участники обучения знакомились с основами проектного управления через вебинары, выполняли практические задания и параллельно разрабатывали проекты с поддержкой трекеров.

В конце обучения участники представили свои проекты, направленные на внутреннее развитие компании по направлениям «Корпоративная культура», «Здоровье» и «Цифровизация производства». Это позволило им достичь уровня «Создание» и применять полученные знания для разработки инновационных решений по улучшению корпоративной среды и процессов.



1Shcheglova, Irina, Jamie Costley, Elena Gorbunova, and Christopher Lange. 2024. “Does Activation of Higher-Order Thinking Skills Lead to Students (Dis)Satisfaction with Their Academic Experience?” Innovations in Education and Teaching International 62 (1): 31–44. [https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14703297.2024.2332738]

Читайте также по теме: