Переосмысление знаменитой таксономии Блума, которую активно используют для проектирования программ обучения взрослых, произошло примерно через полвека после ее создания. Авторы обновленной версии 2001 года поставили на верхушку иерархии креативность. Эта и другие трансформации сделали модель, по их мнению, более реалистичной, отражающей естественный процесс обретения знаний, что подтверждают практические примеры ее использования, в том числе нашими экспертами.
Таксономия Блума и ее трансформация
В 1954 году американский психолог Бенджамин Блум предложил иерархию учебных целей («таксономия» – это лишь другое название для иерархии). Эта иерархия начиналась со «Знания», далее с каждым уровнем учебные цели предполагали все более сложные процессы мышления. На вершине располагались «Анализ», «Синтез» и «Оценка».
Ученик должен был постепенно проходить каждый из шести уровней, а таксономия служила бы своеобразным навигатором, который помогает преподавателям подбирать форматы и задания для каждой из целей.
В конце XX века стал развиваться конструктивизм и другие образовательные теории, которые придавали большую роль в получении знаний самому ученику. Согласно конструктивизму, ученик не осваивает знания в готовом виде, а конструирует, то есть создает или переосмысливает их, когда получает новый опыт.
Группа ученых во главе с Дэвидом Крэтволом, который работал над оригинальной таксономией вместе с Блумом, и его ученицей Лорин Андерсон предложила обновленный вариант, учитывающий современные разработки психологии и педагогики, а также заметки самого Бенджамина.
Главные изменения в таксономии
Во-первых, авторы обновленной таксономии сменили названия уровней, переделав существительные в глаголы (в русском переводе часто по-прежнему встречается вариант с существительным). Эта, казалось бы, незначительная деталь подчеркивает, что обучение – это действие, активный процесс.
Во-вторых, Крэтвол и Андерсон поменяли местами два верхних уровня таксономии. В результате верхушку заняло создание чего-то нового на основе изученного материала. Сами авторы аргументировали это решение тем, что процесс создания намного сложнее исследования и оценки готовых данных или материалов.
В-третьих, согласно оригинальной таксономии Блума, обучающийся должен был продвигаться от уровня к уровню. Такой подход может показаться слишком искусственным. В жизни настоящее понимание может наступать, когда вы начинаете применять новый инструмент на практике. В обновленной таксономии допускается, что уровни таксономии могут пересекаться.
Наконец, еще сам Блум заметил, что первый уровень его таксономии – Знание – сильно отличается от остальных пяти. Другие ступени описывали процессы или навыки взаимодействия со знанием. Поэтому выделять знание в один из отдельных из уровней было не совсем верно. При обновлении таксономии первая ступень стала больше соотноситься с действием («запоминать», или remember вместо knowledge в оригинале). Само Знание было разделено на 4 категории. Три из них выделил сам Блум:
Теории, модели, классификации элементов по какому-либо признаку
Знание того, как работает мышление, в том числе понимание своих собственных процессов мышления
Крэтвол и Андерсон объединили классификацию знания с иерархией учебных целей, в результате чего появилась двухмерная таблица (англ. Taxonomy Table), которую можно использовать, чтобы определять задачи обучения.
Как использовать таблицу? Задача обучения прописывается в одной из ячеек, столбец отвечает за действие, которое ученик должен выполнить по результатам обучения, а строка – за объект. То есть по строке можно определить, что ему нужно запомнить, уметь применять или анализировать.
Действия не ограничиваются только лишь названиями уровней. В таксономии каждая ступень предполагает расширенный список глаголов, которые можно использовать, чтобы сформулировать цель обучения. Например, задача обучения на пересечении уровня «Применять» и «Процедурные знания» может звучать так: использовать критерии SMART при постановке задач сотруднику.
Проектирование обучения с помощью обновленной таксономии
Таксономия применяется как в педагогике, так и обучении взрослых (андрагогике). Она помогает сформулировать цели и задачи, а также подобрать форматы и способы оценки обучения.
С помощью таблицы, приведенной выше, можно контролировать, чтобы в обучении были задействованы разные уровни таксономии и категории знания.
Исследование, проведенное при участии американских студентов, показало, что если задействовать высокие уровни обучения («Оценивать» и «Создавать»), то обучающиеся больше довольны учебой в целом, потому что сложные задания создают чувство сопричастности и вовлекают их в процесс. При этом исследователи отмечали, что без крепкой основы нижних уровней обучающиеся не смогли бы прийти к такому результату1. По таблице можно отследить, нет ли в программе обучения дисбаланса в сторону фактических знаний и простого запоминания.
Также таблицу обновленной таксономии можно использовать, чтобы проверить образовательную программу в целом – как задачи, форматы обучения и проверка знаний соотносятся между собой. Для этого в таблице помимо задачи распределяются форматы и задания для проверки знаний. Здесь варианты частичного совпадения трех элементов, которые относятся к одной и той же части программы, могут стать поводом переосмыслить обучение и подумать, как его можно улучшить.
Например, предыдущий пример задачи «Использовать критерии SMART при постановке задач сотруднику» попадает в столбец «Применять» и в строку «Процедурные знания». При этом проверка знаний может оказаться обычным тестом, где нужно соотнести каждую букву аббревиатуры SMART с названием критерия – такая активность будет скорее относиться к первой ячейке таблицы («Запоминать», «Знание фактов»). Таксономия помогает в наглядном виде проследить, что те форматы и формы проверки знаний, которые мы запланировали, соотносятся с задачами обучения.
Использование таксономии Блума в проектах BITOBE
BITOBE разрабатывает обучение с проектными треками, в ходе которых участники работают над проектами в своей области. Это позволяет достигать самого высокого уровня обучения – «Создавать». Рассмотрим два кейса из практики компании.
В рамках программы обучения тренерского состава юношеской академии по одному из видов спорта BITOBE разделила процесс обучения на две части. В первой части участники осваивали теоретический материал по педагогике, что соответствовало нижним уровням таксономии Блума, таким как «Запоминание» и «Понимание». Они выполняли небольшие задания, которые позволяли им применять, анализировать полученные знания и оценивать действия других тренеров.
Например, каждую пятницу в рамках программы проводили киноклуб, где участники смотрели отрывки из фильмов про спортсменов и делились своим мнением о поведении героев.
Последний месяц обучения был посвящен работе над проектами, что соответствовало уровню «Создавать» в таксономии. Участники разрабатывали проекты, направленные либо на развитие воспитанников, либо на сплоченность тренерского состава. Это позволило им не только закрепить полученные знания, но и создать решения для улучшения работы академии, которые они будут реализовывать самостоятельно после окончания обучения.
В другом проекте BITOBE организовала конкурс молодых лидеров в крупной промышленной компании. Участники обучения знакомились с основами проектного управления через вебинары, выполняли практические задания и параллельно разрабатывали проекты с поддержкой трекеров.
В конце обучения участники представили свои проекты, направленные на внутреннее развитие компании по направлениям «Корпоративная культура», «Здоровье» и «Цифровизация производства». Это позволило им достичь уровня «Создание» и применять полученные знания для разработки инновационных решений по улучшению корпоративной среды и процессов.
1Shcheglova, Irina, Jamie Costley, Elena Gorbunova, and Christopher Lange. 2024. “Does Activation of Higher-Order Thinking Skills Lead to Students (Dis)Satisfaction with Their Academic Experience?” Innovations in Education and Teaching International 62 (1): 31–44. [https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14703297.2024.2332738]