Цикл зрелости технологий | блог Новая Эпоха Управления
Изменения

Кривая Гартнера

Как оценить возможности технологических инноваций для бизнеса

Инструменты
8 мин
Определение. Кривая Гартнера (англ. Gartner Hype Cycle1) – графическое отображение цикла зрелости технологий, представляющего собой поэтапный процесс, через который проходит любая инновационная бизнес-модель или технология от стадии хайпа до продуктивного использования. Такая S-образная кривая имеет пять участков, отражающих каждую из пяти фаз цикла.

Цикл зрелости технологий

Инновационный триггер – фаза запуска, когда потенциальная технология «прорывается в свет». На этом этапе обсуждаются ее перспективы, и с ростом популярности увеличивается рекламная шумиха и ажиотаж, хотя инновация еще не подтвердила свою коммерческую ценность.
Пик завышенных ожиданий – фаза ажиотажа, когда новизна делает технологию предметом широкого обсуждения в обществе. Повышенный интерес и чрезмерное внимание провоцируют появление иллюзий и ничем не мотивированных ожиданий. Зачастую технология не успевает за пиаром, за что в результате приходится расплачиваться.
Пропасть разочарования – фаза ослабевания интереса по мере того, как реализация не приносит результатов. Обнаруживаются главные недостатки, слабые места и ограничения, и новой технологии выносится «смертный приговор» как со стороны потребителей, так и со стороны СМИ. Команда проекта теряет надежду найти выход, а вместе с ней энтузиазм и желание работать. На этом этапе многие технологии, так и не достигнув зрелости, преждевременно завершают свой жизненный цикл.
Склон просветления – фаза реабилитации, в рамках которой действительно актуальные технологии после некоторой адаптации находят применение. Исправляются ошибки, проводятся встречи с инвесторами, корректируется ход проекта, возникают новые задачи и решения, реализация которых дает больше преимуществ для организации.
Плато продуктивности – фаза поэтапного применения технологии на рынке, после того как она доказала свою состоятельность и экономическую выгоду. Общество воспринимает зрелую технологию как данность, объективно оценивая ее возможности, достоинства и ограничения. Окончательная высота плато зависит от того, насколько широко она применяется.

История. Основанная в 1979 году американская исследовательская компания Gartner, занимаясь развитием концепции планирования производственных ресурсов (MRP II, manufacturing resource planning), ввела в широкое употребление понятие «планирование общеорганизационных ресурсов» (ERP, enterprise resource planning). Аналитик Gartner Ли Уайли предсказал, что в будущем управление всеми ресурсами организации будет обеспечиваться с помощью тиражируемых многопользовательских EPR-систем. Наиболее известные поставщики таких систем сегодня – SAP, Oracle и Microsoft.

В 1995 году Gartner предложила для планирования термин hype cycle, отражающий кривую зрелости технологий. С тех пор кривую Гартнера активно используют как инструмент оценки и анализа рынков. Материалы исследований Gartner представляет в ежегодных аналитических отчетах, где отражены порядка 30 новых технологий, способных оказать значительное влияние на бизнес, общество и людей в течение следующих 5-10 лет.

В рамках отчета The Hype Cycle for Emerging Technologies2 за 2020 год Gartner выделяет 5 сквозных трендов, которые, по прогнозам, будут стимулировать технологические инновации в течение следующего десятилетия.

Цикл зрелости прорывных технологий 2020
Цикл зрелости прорывных технологий (Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies, 2020)

Композитная архитектура предприятия, которая придает бизнес-модели гибкость за счет эффективности, постоянного развития и адаптивных инноваций. Модульная конструкция делает бизнес более устойчивым, позволяя организациям перестраиваться в критические периоды, а композиционное корпоративное мышление создает больше инноваций, снижает затраты и улучшает партнерские отношения.
Доверие алгоритмам – модель доверия, при которой не люди (со всеми параметрами человеческого фактора), а технологии обеспечивают конфиденциальность и безопасность данных, идентификацию личности человека и вещей, прозрачность событий и происхождение активов.
Созидательный искусственный интеллект (ИИ), умеющий оперативно подстраиваться под новую ситуацию для быстрого реагирования и генерировать уникальные формулы для решения поставленных задач. Например, инструменты Machine Learning, сочиняющие музыку, стихи, статьи и т. д.
Цифровой двойник – цифровая модель, способная дублировать или частично заменять человека как в реальном, так и в виртуальном мире. Это и трехмерные модели для примерки одежды и аксессуаров, и электронные идентификаторы личности вроде биометрических данных.
Чипы без кремния – новые передовые материалы с расширенными возможностями, предназначенные для поддержки компактных и более быстрых технологий. Наиболее перспективными считаются синтетические нити ДНК, ими не так давно заинтересовалась Microsoft, а Startup Catalog даже продемонстрировал нить ДНК, на которую записан текст англоязычной версии Википедии.

Применение. Прежде всего, методология Hype Cycle находит свое применение при определении и ведении так называемого профиля инноваций, то есть помогает лидерам провести оценку потенциальных возможностей новых технологий для бизнеса. В частности, она:

показывает горизонты технологических перспектив, помогая профессионалам отделять пустые разговоры от того, что действительно является коммерчески жизнеспособным, и принимать адекватные решения об использовании или неиспользовании новинок;
освещает относительное расположение различных смежных или конкурирующих технологий, уровень их жизнеспособности и скорость адаптации, что является особенно полезным для компаний – потенциальных пользователей той или иной технологии;
дает представление о том, как технологии будут развиваться с течением времени, обеспечивая надежный источник информации для лиц, принимающих решения;
помогает оценить индивидуальный «аппетит к риску», определить оптимальное время для инвестиций и уменьшить вероятность неудачных вложений.

Преимущества и недостатки. Основная полезность кривой Гартнера заключается в создании оптики для объективного рассмотрения инновационных инструментов и технологий. Но, несмотря на большие преимущества в возможностях анализа и прогнозирования, как и любой аналитический инструмент, она не является безупречной и содержит некоторые ограничения и недостатки.

1
Цикл зрелости технологий не может отслеживать развитие в режиме реального времени, поэтому чаще всего новые технологии появляются в цикле сразу на склоне просветления.
2
Максимальное количество стратегических ошибок возникает уже на стадии запуска, когда пиарщики закладывают в проект бомбу замедленного действия.
3
История знает случаи ярких, но несбывшихся предсказаний3. В Gartner Hype Cycle попали более двухсот передовых технологий, но только несколько прошли все этапы. Примечательно, что многие из важнейших развиваются «очень тихо», то есть без шумихи и ажиотажа.


1Русские варианты перевода, используемые в литературе – «цикл хайпа», «цикл зрелости», «цикл ажиотажа», «цикл шумихи».

2Отчет был представлен на симпозиуме Gartner IT Symposium/Xpo 18 августа 2020 года.

3Khan, Irfan. Gartner dead wrong about big data hype cycle // Computerworld.com. Sep 6, 2012.