Инструмент развития корпоративной культуры | блог Новая Эпоха Управления
Инструменты

Спиральная динамика

Как управлять развитием корпоративной культуры

Время чтения: 5 мин
Определение. Спиральная динамика – универсальная многоуровневая модель постепенного циклического развития, описывающая смену паттернов человеческого мышления. Каждый из восьми витков спирали обладает определенным набором характеристик, что нашло отражение в цветовой гамме:

теплый спектр (бежевый, красный, оранжевый, жёлтый) связан с самовыражением и ориентацией на Я;
холодный (фиолетовый, синий, зелёный, бирюзовый) – с самопожертвованием и ориентацией на Мы.

Спиральная динамика – универсальная многоуровневая модель
Переход человека или группы на новый виток спирали сопровождается пересмотром фундаментальных ценностей, расширением психологического и концептуального пространств, постепенным увеличением свободы и альтернатив в выборе способа действий.

По вертикали спираль делится на два порядка – Бытия и Существования. Уровни Бытия – это модифицированные версии уровней Существования. Так, желтый и бирюзовый – по сути «усовершенствованные» бежевый и фиолетовый. Если следовать этой логике, то фантастически далекий девятый «коралловый» уровень стал бы проекцией красного витка спирали.

Таблица спиральной динамики
Ключевым понятием концепции спиральной динамики является «цМем», или «ценностный мем»1.

цМемы – организационные принципы, действующие подобно аттракторам для наполненных содержанием мемов. Они обладают такой силой, что овладевают целыми группами людей и начинают сами структурировать их мышление. ЦМемы определяют направление, в котором формируются убеждения.

История. Спиральная динамика базируется на теории эмерджентных циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET), разработанной американским психологом Клэром Грейвзом в начале 1970-х годов. Идеи Грейвза, развивающего теорию пирамиды потребностей А. Маслоу, получили свое продолжение в работе его учеников Дона Бека и Криса Кована «Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке», опубликованной в 1996-м году2. С нового ракурса концепцию рассмотрел коуч и бизнес-консультант Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего» (2016), наложив «цветные фильтры» на жизнь организаций. Согласно концепции спиральной динамики впоследствии была выстроена работа в администрациях Билла Клинтона и Тони Блэра.

Применение. Спиральную динамику используют в управлении изменениями, когда речь идет о целостном развитии организации. Она позволяет предсказывать феномены корпоративной культуры и в какой-то степени ими управлять (например, осуществляя подбор сотрудников или меняя оргструктуру). Например, для большинства компаний оранжевая культура результата является самой эффективной, так как ей уже не так страшен рост бизнеса. Но в вечной гонке за быстрыми достижениями сотрудники могут начать выгорать еще до того, как компанией будет достигнут крупный успех. Чтобы не упереться в потолок роста, на смену драйву и внутренней конкуренции должны прийти командный дух зеленой культуры согласия и ориентация на долгосрочные цели и задачи. При этом попытки перескочить хотя бы один цветовой уровень, как правило, влекут за собой плачевный финал: такой соблазн может привести к кризису и откату на предыдущую ступень вплоть до уровня выживания.

Преимущества и ограничения. Модель спиральной динамики описывает ценности и логику их развития, а не только стили лидерства или типы управления. Она наглядна и применима как для отдельных людей, так и для групп, сообществ и организаций. Критики модели отмечают, что концепция носит элитаристский характер, а также утверждают, что перенос инструментов генетики и эволюционной биологии все еще не имеет должного обоснования.



1Мем – единица культурной информации в различных сферах. Термин введен этологом и эволюционным биологом Ричардом Доукинзом, сократившим греческий корень “mimeme” – «копирование», «имитация».

2Бек Дон Эдвард, Коуон Кристофер К. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке. М.: BestBusinessBooks, Открытый Мир, 2010.