Представьте себе, что встречаются руководители двух компаний. Один жалуется, что его команда не приходит к нему с новыми идеями и он придумывает все сам. Другой говорит, что команда постоянно приходит к нему с разными идеями, но он ни одну не принял, так как это «сплошные фантазии». Какая из компаний, на ваш взгляд, в большей степени креативна?
Одни скажут «первая», потому что хотя бы какие-то идеи, пусть даже от одного человека, поступают на реализацию и могут продвинуть компанию вперед. Другие ответят «вторая», потому что команда открыто предлагает свои идеи, просто она пока не нашла ту, в которую поверит руководитель. Найти истину бывает сложнее, чем это представляется.
В этой статье мы рассмотрим, что же такое креативность в бизнесе и почему развитие этой компетенции в компании требует намного больше усилий, чем эпизодическое проведение мозговых штурмов, тематических тренингов и вебинаров.
Что такое креативность
Принято считать, что креативность – это склонность предлагать новые оригинальные идеи, видеть возможности в ситуациях, которые другим кажутся безвыходными, и принимать решения при недостатке информации.
Но это не совсем точное определение. Креативность – не полет фантазии: все предлагаемые идеи должны быть применимы на практике.
Таким образом, ключевыми критериями креативности являются:
Часто спрашивают о том, как креативность соотносится с творчеством. Иногда можно услышать, что творчество – это «про духовное» и относится к художникам и писателям, а креативность – это «про бизнес» и относится к дизайнерам, маркетологам и пиарщикам. На самом деле такого различия нет. Слово «креативность» образовано от английского «creativity», что является прямым аналогом творческих способностей.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова мы встречаем определение: «Творчество – это создание новых по смыслу культурных, материальных ценностей». Таким образом, творчество – это созидательный процесс, в котором реализуется наша креативность, или, другими словами, наша способность к творчеству.
Художник, чьи картины выставляются в галерее и пользуются успехом, несомненно, обладает развитой креативностью. Руководитель, который достигает высоких бизнес-результатов, принимая смелые решения, также обладает развитой креативностью. Другой вопрос, как они развивают у себя такие способности. Вернемся к нашим руководителям, которые в начале статьи обсуждают креативность своих людей. Как им развить у себя, у команды и в компании в целом способность творчески решать рабочие задачи? На наш взгляд, как минимум нужно начать с трех шагов:
Рассмотрим реальный успешный пример, который охватывает все эти аспекты.
Пример 1. Руководитель команды дизайна известной IT-компании хочет улучшить взаимодействие внутри своей команды дизайнеров и повысить результативность проектов для внутренних заказчиков. Появился ряд новых сотрудников, есть проблемы в коммуникациях, а часть команды выдохлась из-за большого количества проектов. К тому же был негативный опыт работы с внешним экспертом, который вскрыл болевые точки команды, но не смог их своевременно закрыть.
Задача звучала как «дать возможность участникам команды раскрыться, сделать диагностику команды в моменте, узнать друг о друге побольше, сплотиться, выявить сильные компетенции, которые помогут в решении бизнес-задач». Принято решение провести для них командообразующую сессию в креативном формате: участники прорабатывают бизнес-задачу через творческую технику – визуализируют на холсте с помощью красок то, к чему команда стремится, какими ресурсами она обладает и что ей необходимо для достижения целей.
В ходе мероприятия участники рассказали в творческом формате о себе, поставили с помощью руководителя общую цель, нарисовали красивую картину, отражающую сильные стороны и последующую стратегию команды. На рефлексии они отметили, что сама сессия, новый формат работы и участие руководителя помогли им узнать друг друга с новой стороны, вместе выявить сильные зоны и поставить цели. Многие по-другому увидели своего руководителя.
Является ли новое видение ситуации или общее понимание цели результатом творчества? Да, несомненно. Ведь познание мира – это задача, которую мы выполняем, в том числе и благодаря нашей креативности. Но есть и барьеры, которые сковывают творческие способности. Это деструкторы креативности: избирательный, реактивный и предсказуемый способы мышления.
Деструкторы креативности способны поставить под угрозу деятельность всей компании. Бухгалтерский скандал Toshiba – это яркий пример избирательного мышления руководителей, которые привыкли к тому, чтобы из года в год переносить убытки своих подразделений на следующие отчетные периоды. Проблемы с продуктом BlackBerry телекоммуникационной компании RIM – свидетельство в пользу реактивности руководства, которое своевременно не отреагировало на появление iPhone с сенсорным дисплеем, превратившим обычный телефон в мультимедийное устройство1. И наконец, печальная история Kodak, топ-менеджмент которой «прозевал» наступление цифровой эпохи, так как продолжал держаться за прошлый успех в развитии своего пленочного бизнеса.
Почему креативность всегда требует системного подхода
Люди обманываются, считая, что развивать креативность очень сложно. Как правило, эти заблуждения связаны с ограничениями, которые внушают родители, учителя и наставники. С другой стороны, чтобы стать креативным недостаточно посетить разовый тренинг и прочитать книжку. Все-таки креативность – это мышца, которая требует постоянной тренировки и системности. Поэтому необходимо учитывать:
Если человек возвращается после обучения с новыми идеями в коллектив, где любая инициатива «наказуема», то ничего нового он предложить не сможет, а если и сможет, то очень мало, так как ему придется расходовать ресурсы на то, чтобы «плыть против течения». Поэтому локально креативность в компании не развивается. Для этого нужна системная работа:
Рассмотрим на реальном примере, как можно сочетать развитие креативности с рабочими задачами и в то же время формировать поддерживающую среду.
Пример 2. Крупная финансовая компания запускает программу развития кадрового резерва. Одна из тем в рамках развития – креативное мышление. Задача – показать участникам новые методы и инструменты работы, раскрыть творческий потенциал и решить конкретные задачи. В течение двух недель сотрудники посещают вебинары, выполняют домашние задания и получают обратную связь от экспертов. В рамках программы создается новая площадка – дискуссионный клуб. В ходе всего процесса обучения резервисты пробуют решать свои рабочие задачи методами креативного мышления, а свои вопросы и впечатления от этого процесса выносят на обсуждение остальных участников клуба. Такой подход позволяет участникам открыто выражать свое мнение в обучающей среде, не бояться ошибок, в то же время оперативно получать обратную связь по своим реальным бизнес-задачам от участников и тренера-эксперта.
Как креативность помогает достигать бизнес-результатов
Креативный процесс можно условно разделить на четыре ключевых этапа. Попытка проскочить какой-то из них может привести к тому, что будут упущены лучшие варианты решений и не учтены все риски. Игнорирование первого этапа может привести к тому, что идеи будут направлены на симптомы, но не помогут решить проблему, а отсутствие четвертого этапа означает, что команда просто не приступит к реализации отобранных идей.
Как этот процесс происходит в компаниях? Обратимся к примеру.
Пример 3. Страховая компания ставит перед собой цель снизить убыточность продукта. На первом этапе проводится анализ тех инициатив, которые уже были разработаны с этой целью, но не принесли ожидаемых результатов. На втором – организуется мозговой штурм для топ-менеджмента, в ходе которого руководители дорабатывают текущие инициативы и предлагают новые. На третьем – из 40 инициатив путем голосования отбирается топ-20 инициатив для реализации. Оценка показывает, что компания не только сможет достичь цели, но и превысить заданную планку. На четвертом – компания приступает непосредственно к запуску инициатив.
К сожалению, не все воспринимают креативность как то, что может принести ощутимую пользу бизнесу. Эта «привилегия» обычно закреплена за инновационностью, причем под инновацией часто подразумевается не просто творческое решение задач, а масштабное изменение, способное продвинуть вперед всю компанию. Однако ни одна инновация не выросла «из воздуха»: чтобы стать инновационным, надо сначала развить в себе креативность.
Несколько слов о зрелости креативной способности
Под творческой зрелостью обычно подразумевается полное раскрытие креативного потенциала личности. Привычно, когда эти слова звучат в отношении великих творцов. Впрочем, на наш взгляд, они вполне применимы и к обычным людям, и даже к организациям.
Творчески зрелым можно считать любого сотрудника, достигшего мастерства настолько, чтобы уверенно выходить за рамки общепринятого, стандартного и привычного. Для специалиста такой вершиной может стать широкое экспертное видение, позволяющее успешно комбинировать разные методы. Для команды – сработанность сильных профессионалов, готовых быстро решить проблему, предложить и воплотить оригинальное решение. Для компании – культура, которая поддерживает раскрытие творческого потенциала на каждом уровне управления. Даже если компания еще не получила признание как инновационная, она может стать творчески зрелой. И этого уже может быть достаточно для того, чтобы выйти в лидеры.
Чем может помочь BITOBE?
1Иглмен, Д. (2018). Креативный вид. Как стремление к творчеству меняет мир. М.: Манн, Иванов и Фербер.
2Карьерные эксперты назвали 3 главных навыка, которые работодатели ищут в 2022 году // Inc. 21 января 2022 года.