«Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой». Эта фраза, принадлежащая французскому писателю Виктору Гюго, лишь одно из многочисленных высказываний знаменитостей, посвященных красоте. Может ли красота в современном мире стать одной из корпоративных ценностей? Ответ на этот вопрос не так давно искала компания RBI вместе с командой BITOBE.
Что такое корпоративные ценности? Это система общих моральных, этических и профессиональных принципов, которые определяют поведение и деятельность организации. Они являются своего рода философией бизнеса, которая помогает реализовывать долгосрочную стратегию развития и успешное взаимодействие с клиентами и партнерами.
Зачем ценности нужны компании и сотрудникам? На этот вопрос есть несколько ответов.
Определение цели и миссии. Корпоративные ценности помогают сформулировать и утвердить цель и миссию компании. Они определяют, чего компания стремится достичь и какими путями она это делает. Это способствует единству ориентиров и помогает сотрудникам понять, на что они нацелены.
Культура и идентичность компании. Корпоративные ценности формируют уникальную культуру компании, которая отличает ее от других организаций. Она выступает в качестве личности компании, привлекая подобно мыслящих и разделяющих её ценности сотрудников.
Принятие решений. Корпоративные ценности служат важным ориентиром при принятии решений. Когда ценности четко определены, они помогают сотрудникам и руководству делать выбор в соответствии с общими целям компании.
Привлечение и удержание талантов. Компании с ярко выраженными и привлекательными корпоративными ценностями обычно притягивают талантливых сотрудников, которые разделяют эти ценности. Таким компаниям легче удерживать своих сотрудников, так как они чувствуют себя частью крупной миссии.
Согласованное поведение и работа в команде. Когда у всех сотрудников компании есть общие ценности, это способствует единому поведению и согласованной работе в команде, что уменьшает вероятность конфликтов и создает сильную, сплоченную рабочую среду.
Развитие бренда и имиджа. Когда компания живет в соответствии со своими ценностями, это влияет на ее бренд и имидж. Стройная компания с четкими ориентирами вызывает доверие и уважение у клиентов, партнеров и общественности.
Корректировка набора ценностей
Набор ценностей может корректироваться в зависимости от влияния внешней среды или внутренних потребностей. Такая потребность возникла у компании RBI, когда в результате очередного аудита корпоративного бренда было выявлено различие между внешним и внутренним позиционированием.
Внешнее позиционирование RBI
Внутреннее позиционирование RBI
Возник вопрос, нет ли потенциала в том, чтобы это как-то гармонизировать? Первая реакция – не надо смешивать две Вселенные. Внутри может быть одна культура, одна атмосфера. А то, что клиент видит снаружи, это совсем другая история.
Размышляя об этом, мы согласились, что никакой беды в наличии двух миров нет. И при этом, отвечая себе на вопрос, есть ли потенциал в том, что они будут как-то синхронизированы, предположили, что скорее есть. Стали размышлять, что бы могло эти миры соединить. В какой-то момент появилась идея, что это могло бы соединиться некоей единой корпоративной ценностью.
Мы от HR предложили назвать эту ценность «Красота». Потому что это очень емкое понятие, которое позволяет нам работать не только с внешним аспектом, но и с внутренним. Красота – это многогранная сущность, в которой помещается красота объекта, красота намерения, красота мысли, красота решения, красота процесса, красота человека, в конце концов.
С первой попытки договориться о внедрении новой ценности не удалось. Во время обсуждения выяснилось, что часть руководителей считает, что «красота – в глазах смотрящего», что это «вкусовщина» и что для ценности компании больше бы подошло другое название – «Эстетика».
Опыт «первого раунда переговоров» показал, что тему красоты не удалось раскрыть настолько глубоко, чтобы люди смогли прочувствовать ее многогранность. Это было учтено при составлении программы сессии, в разработке которой участвовала команда BITOBE.
Чтобы раскрыть тему красоты, были приглашены мотивационные спикеры. Про красоту в искусстве участникам сессии рассказала искусствовед Елена Абрамова. Внимание на красоте общения и взаимодействия акцентировала эксперт по этикету Надежда Коломацкая. Тему красоты в бизнесе постарался раскрыть генеральный директор и совладелец ГК «КОРУС Консалтинг» Александр Семенов. Свою долю в создание атмосферы глубокого погружения в красоту внес протоиерей Александр Сорокин. Ниже представлены тезисы выступлений спикеров.
О красоте в искусстве
О красоте взаимодействия
О красоте в бизнесе
Адепты эстетики и амбассадоры красоты
Организаторы сессии рассчитывали на то, что смогут донести смысл понятия «Красота», чтобы у участников она больше не ассоциировалась с вкусовщиной. При этом они не исключали, что люди, уже высказавшиеся в пользу эстетики, могут остаться при своем мнении.
После обсуждений, прошедших вслед за выступлениями спикеров, было проведено финальное голосование. Мнения разделились точно поровну. Адепты эстетики свое мнение не переменили.
На следующем этапе историю появления новой ценности озвучил президент и владелец Группы RBI Эдуард Тиктинский на общем собрании сотрудников. Во второй части собрания был организован групповой процесс, чтобы все могли отнестись к «Красоте и эстетике» в различных ее проявлениях. Для проведения этой части программы RBI пригласила бизнес-тренера Маргариту Фулвари. В конце собрания объявлено о формировании «Клуба амбассадоров красоты», который быстро наполнился желающими довести этот процесс до практического воплощения. Амбассадоры сгенерировали невероятное количество идей и контента – как эту красоту дальше развивать, транслировать, масштабировать, чтобы люди действительно руководствовались ценностью при принятии решений.
Далее сформулированные фокус-группой «Амбассадоров Красоты» поведенческие маркеры ценности «Красота и эстетика» были отправлены на общее голосование всех сотрудников компании и выбраны топ-5 из них. В настоящее время ведется работа по пропитыванию организации новой ценностью с помощью различных средств коммуникации, но на уровне риторики результаты уже видны. Слова «красота/эстетика», «красиво/эстетично», «некрасиво/неэстетично» стали звучать все чаще и в переговорных, и в коридорах компании. К чему это приведет, время покажет, но в этом уже много красоты».
Инсайт от заказчика:
«Команда BITOBE справилась с поставленной перед ней задачей. Результат был хороший. Тот, который мы ожидали. Где-то коллеги даже превзошли ожидания. К примеру, когда развесили цитаты про красоту, с которыми каждый мог соприкоснуться.
Хороший был ход с приглашенными спикерами. Для кого-то мнение уважаемого эксперта имело большое значение.
Хочу также отметить участие директора по развитию BITOBE Наталии Боровиковой. С ней было комфортно работать на этапе формирования концепции процесса. Она легко улавливала нюансы контекста и все пожелания. Наталия – мудрый, опытный, проницательный партнер, который понимает, что ты хочешь, что ты имеешь в виду».