«Привет, я прототип первого в мире диалогового коуча с искусственным интеллектом. Я все еще тренируюсь на коуча и являюсь чисто некоммерческим демонстратором технологий. Давайте осваивать космос вместе». Вот на какие объявления можно натолкнуться уже сейчас, занимаясь интернет-серфингом на тему взаимодействия коучинга и искусственного интеллекта на зарубежных сайтах.
На что способен цифровой коуч уже сейчас? Судя по заявлениям его создателя, робот может «проводить простые, коучинговые беседы под руководством человека». При этом он в состоянии распознавать язык (подразумевается английский) и контекст, понимать письменную коммуникацию и идиоматические выражения.
ИИ признается, что пока еще не готов к сложным структурированным коучинговым беседам. В процессе обучения у него глубинные основы коучинга, визуальное общение и мимика.
Создатель робота-коуча достаточно скромен в своих амбициях. На замене людей в этой профессиональной области не настаивает: «Мы считаем, что коучинг есть и останется по своей сути человечным, и убеждены, что ИИ существует для того, чтобы помогать, поддерживать и улучшать человеческий опыт».
Бизнес о коучинге с ИИ
Хотят ли бизнесмены оставаться на коучинговых сессиях один на один с искусственным интеллектом и что они думают о таком «возможном будущем»? Соответствующий опрос провел журнал Forbes. Вот каких ответов удостоились журналисты:
Анализируя ответы, можно отметить толику оптимизма и позитива, которую вложили в свои слова респонденты. Чувствуется, что некоторые из них готовы попробовать, но заранее не рассчитывают на успех. По крайней мере, на этом этапе развития искусственного интеллекта. Рассмотрим, как его уже используют в коучинге.
ИИ в коучинге: актуальные возможности
О том, на что уже способны роботы в коучинге, мы спросили у нейросети ChatGPT. ИИ выдал список возможностей в следующем порядке.
Анализ данных и обратная связь: ИИ может анализировать большие объемы данных, производительность и поведение сотрудников. На основе этого анализа он может предоставить обратную связь руководителям и сотрудникам о том, как они могут улучшить свою работу и личные навыки.
Виртуальные коучи: существуют программы и приложения, которые предоставляют виртуальный коучинг на основе ИИ. Эти коучи могут обеспечить управление временем, развитие навыков управления и даже психологическую поддержку.
Автоматизация рутинных задач: ИИ может автоматизировать рутину, освобождая время для более важных задач. Это включает в себя автоматическую обработку данных, планирование событий и анализ результатов.
Персонализированный коучинг: искусственный интеллект способен адаптировать коучинговые программы и рекомендации под конкретный вид и цели каждого человека.
Анализ эмоционального состояния: некоторые системы ИИ готовы анализировать мимику и интонации человека для определения его эмоционального состояния. Это может помочь в коучинге, позволит лучше понимать эмоции и поведение клиентов.
Системы поддержки принятия решений: ИИ способен предоставлять аналитическую поддержку для принятия решений, предостерегая от возможных рисков.
Автоматизация задач обработки: ИИ может помочь в организации расписаний, управлении контактами и даже при регистрации клиентов, освобождая коуча от рутинных задач обработки.
Обучение и развитие ИИ-коучей: сам ИИ также может обучаться и повышать свой уровень развития, используя обратную связь и данные от клиентов, чтобы стать более эффективным коучем.
Перспективы ИИ в коучинге
Сейчас деятельность роботов-коучей контролирует человек. Смогут они в скором будущем превратиться в «беспилотников» и действовать самостоятельно?
В «беспилотных» коучей верится с трудом. Роботизация повсеместно зашла в сферу услуг, но личный вызов каждого – обойти бота и выйти на разговор с живым человеком.
Какие бы алгоритмы ни были придуманы, ими нивелируется роль эмоциональной и невербальной составляющей. Профессиональный коуч считывает самые тонкие изменения интонации, взгляда, движений рук… Вот как робот-коуч поймет, что у клиента «глаза на мокром месте»?
Базовый функционал может взять на себя ИИ. Например, провести какое-то тестирование или порекомендовать книги, подобрать коуча под потребность и запрос клиента, поддержать мотивацию между сессий. Но не более того.
Коучам для собственного развития чат-бот может помочь лишь отчасти. С точки зрения получения уникальной информации, которую не всегда просто и быстро можно найти, – точно да, но живое общение в среде профессионалов не заменишь ничем.
Этический вопрос
Одно из железобетонных правил коучей – конфиденциальность получаемой информации. Как здесь себя будет проявлять искусственный интеллект? Вероятно, способность самостоятельно защищать свои данные от других людей станет очередным этапом в совершенствовании ИИ.
Пока же та информация, которую они получают, в той или иной степени находится под контролем человека. Хотя зарубежные создатели роботов-коучей уже выставляют напоказ сертификаты, «подтверждающие» сохранность данных. Но в постоянно меняющемся мире это остается вопросом доверия.