Эффективность коучинга в эпоху перемен
Изменения

Актуальный коучинг

Как работают коучи в эпоху турбулентности

9 мин
560

Эффективность коучинга в эпоху перемен обложка

Практический опыт в коучинге очень важен. С каждым новым клиентом коуч повышает свою эффективность как профессионал, развивается вместе с ним, снижает риск совершения ошибок, становится мудрее. Поделиться с нашими читателями этой накопленной мудростью мы попросили коучей Светлану Квитко, Динару Кербалаеву и Сергея Кулыгина, Наталью Константинову и Дмитрия Коткина.

Любимые коучинговые вопросы

Светлана Квитко:

Для меня любимый вопрос – тот, который дает моему клиенту погрузиться в себя и найти важный для себя ответ. Основная идея – не «расстреливать» человека вопросами, а задать один важный. А может быть, лучший вопрос – это тишина. 

Или вопрос, который звучит так: «Иии?» Человек, слыша его, сам делает вывод, о чем ему сейчас нужно подумать.

Динара Кербалаева:

На какие вопросы с помощью коучинга вы хотите найти ответы? Что вас ограничивает, чтобы сделать что-то?

И еще вопрос, который мне нравится задавать. Он помогает развеивать иллюзию клиента о том, что коучинг – это волшебная таблетка, которая решит все их вопросы. 

Звучит он так: «Что вы ожидаете от нашей работы?» Отвечая на него, человек более осознанно начинает подходить к тому, зачем ему коучинг.

Наталья Константинова: 

Вопрос может быть разным, все зависит от личности клиента. Мне нравится вопросы у Дэвида Котербака: «Что ты почувствуешь, когда будешь на вершине и добьешься, чего ты хотел?» 

Когда я понимаю, что задаю верный вопрос? Когда возникает пауза, клиент замирает – думает над ответом. Например, такое происходит после вопроса: «Что помогает или мешает сегодня вам достичь того, чего вы хотите?» И тут многое начинает открываться. 

Дмитрий Коткин:

Вопрос, с которого мы начинаем: «Что хочет девочка?» Формулировка проблемы – это 50% ее решения. 

Обычно люди отвечают, что они не хотят. Они могут сформулировать это достаточно просто. Чтобы запрос и цель клиента были позитивными, я задаю следующий вопрос: «Как бы выглядел твой идеальный конечный результат?» 

Дальше начинается работа, исходя из школы, в которой ты что-то понимаешь. У меня гештальтистское образование, так что я обращаю внимание человека к его эмоциям, состояниям и чувствам: «Хорошо тебе или плохо, когда ты представляешь себе такую картинку?» 

Коучинг и инсайты. Самое большое открытие

Светлана Квитко:

Наверное, самое большое открытие, сделанное благодаря коучингу – это понимание себя. Все наши импульсы неслучайны. Когда ты понимаешь себя, ты можешь быть полезна и другим людям. Коучинг же развивает саморефлексию и осознанность – очень классный «побочный эффект».

Динара Кербалаева:

Самое большое открытие – это изменения человека. Особенно когда человек, не веря в себя, при помощи коучинга сам приходит к реализации этих целей, а я являюсь проводником, который в определенный момент жизни помогает. 

Для меня это показатель того, что я делаю то дело, которое приносит мне максимальное удовольствие. 

Сергей Кулыгин:

Самое большое открытие – осознать, что у человека есть безграничные возможности. Главное, в это поверить. И задача коуча – помочь клиенту увидеть свои безграничные возможности и поверить в то, что он может достичь многого. 

Наталья Константинова: 

Это открытие себя. Открытие того, что для меня важен процесс, а не результат, и что я сформировала свою идентичность помогать людям преодолевать свои внутренние конфликты и объединяться.

Дмитрий Коткин:

Я часто сталкивался с ситуацией, когда человек приходит со сложным, буквально катастрофическим запросом: рушится брак, угроза лишиться недвижимости и так далее. Мы обсуждаем эту тему, а потом человек мне сообщает через два дня, что все решилось само собой. 

Это из истории про квантовую физику: сам факт наблюдения за объектом уже меняет поведение этого объекта. Сам факт фиксации на проблеме, обсуждение ее, уже что-то меняет в окружающем мире. 

Коуч и «подсказки» для клиента

Динара Кербалаева:

Я верю в то, что хороший коуч всегда найдет подход и путь развития, который может увидеть клиент. Коуч – это тот человек, который зажигает огни на улице перед человеком, идущим в темноте. Тогда идущий человек видит, что дорога есть, а вот как он ее пройдет – это уже решение и действие. 

Сергей Кулыгин: 

Здесь я отвечу метафорой: «Если стакан пустой, то его надо сначала наполнить». Если у человека внутри нет базы, то коучинг не сможет помочь.

Представьте, к вам приходит человек и просит вас научить его системному анализу, а вы начинаете с ним вопросами работать. В такой ситуации сначала вы можете поработать с клиентом из роли консультанта, тренера (если эти роли вам близки) или вместе с клиентом составить план его развития в рамках данного запроса.

И когда клиент пройдет определенный путь, его стакан наполнится, у клиента появится запрос на коучинг и на дальнейшее развитие, где необходимо будет помочь ему увидеть ситуацию под другим углом, увидеть возможности, которых он сейчас не видит, поработать над формированием новых целей и т. д.

Дмитрий Коткин

Так мы работаем в переговорном коучинге, когда человек не обладает знаниями о том, как вести переговоры. Если человек приходит с запросом «расскажи, как мне жить», то я не могу дать ему конкретного ответа на этот вопрос. 

Но я могу сказать, что мне нравится, и привести в пример истории других людей. Тогда клиент сможет сравнивать истории и брать что-то важное и нужное для себя. 

Востребованность коучинга у предпринимателей

Динара Кербалаева:

Предприниматель – это человек со своей особенной ролью, которая подразумевает большую ответственность, так как он отвечает не только за себя, но и за всю команду. Поэтому коучинг для них – это тот инструмент, который помогает им быть в тонусе, быть в ритме, понимать, что когда ты бежишь, тебе в какой-то момент понадобится отдышаться и посмотреть по сторонам.

Сергей Кулыгин:

Любой человек на определенном этапе жизни «упирается в потолок». Это может произойти по разным причинам. В таких ситуациях идеально, чтобы рядом с тобой были профессионалы высокого уровня. Это могут быть коучи, эксперты, люди, демонстрирующие нужные ролевые модели. Важно, чтобы был комплексный подход, поэтому одна из профессий будущего – это архитектор развития человека. 

Наталья Константинова: 

Предприниматель для меня – это независимый и смелый человек, который не анализирует до конца риски, но у него есть внутреннее чутье и готовность рисковать. Но есть различные стадии роста и трудности пути. Как подростку нужно стать взрослым, так и предпринимателю нужна внутренняя уверенность. 

Например, предпринимателю нужно масштабироваться, и хочется это сделать самому, но самому уже не получается. Это момент, когда требуется системный подход, где без понимания определенных вещей, и себя как человека, уже невозможно перейти на новый уровень. 

Предприниматель в России – герой, «действующий вопреки». Ему нужна только поддержка и возможность совершать изменения внутри себя, в отношениях с партнерами, со своей командой. 

Дмитрий Коткин:

Предприниматель живет в постоянном стрессе и напряжении. Ему некогда рассуждать о том, как ему жить. Он думает о том, что ему сделать сейчас, чтобы завтра были деньги. Такие люди приходят за быстрыми, готовыми решениями. 

Руководители среднего звена чувствуют себя более спокойно, так как за них принимают решения их шефы. У них есть свободное время, чтобы думать о том, как жить. Они приходят с историей, которая накапливалась годами. Чаще всего это запросы по типу «хочу поднять свою зарплату и перейти на новую должность». 

Статья на Дзен