Wardley maps – графический инструмент для стратегического планирования

Карты Уордли

7 мин
2650
Определение. Карты Уордли (Wardley maps) – визуализация стратегии компании в виде схем, отражающих уникальную конфигурацию компонентов бизнеса в данном контексте в конкретный момент с точки зрения потребителя.

Ключевые элементы каждой карты:


наглядность

зависимость от контекста (окружающей среды)

положение компонентов относительно привязки (потребность клиента)

перемещаемость компонентов (с течением времени)

На сводном графике каждый компонент бизнеса (точка) расположен на оси координат в зависимости от степени его эволюционной «зрелости» (ось х, движение от уникальности «штучного» продукта к промышленному производству товаров) и ценности для клиента (ось y, цепочка создания ценности). Для облегчения навигации связанные между собой компоненты соединены линиями.

Карта Саймона Уордли 2005 г. для онлайн-сервиса фотографий
Карта Саймона Уордли 2005 г. для онлайн-сервиса фотографий
Компоненты на графике движутся: слева направо по оси X – под влиянием конкуренции, спроса и предложения; снизу вверх по оси Y – в зависимости от значимости (заметности) для клиента. Например, если вы хотите сейчас запустить службу доставки товаров дронами, то этот компонент, как дорогостоящий (заметный) и мало востребованный («на заказ»), будет находиться в левом верхнем углу графика. Если, допустим, к 2050-му году рынок дронов-курьеров станет высококонкурентным, они поступят в массовое производство, то этот компонент переместится в центр графика, указывая на изменение статуса с «продукта» на «товар» для данной услуги. Уордли предостерегает от распространенной ошибки: инструмент должен диагностировать потребности клиента, а не визуализировать состояние вашего бизнеса. Так, прогноз погоды – безусловно, важный компонент для маршрутизации дронов вашим оператором – будет находиться в правом нижнем углу графика (распространено — не значимо), поскольку клиент может узнать прогноз от многих поставщиков, и для него эта информация не ценна в вопросе доставки.

Карта – не плоский чертеж, а 3D-срез текущей ситуации, учитывающий пять стратегически важных факторов: цель, ландшафт, климат, доктрина и лидерство.

Карта Уордли 3D-срез текущей ситуации
История вопроса. Инструмент спроектировал в 2005 году Саймон Уордли для онлайн-сервиса фотографий. Как генеральный директор Fotango, он задумался над вопросом целесообразности разрабатываемой в компании стратегии. Изучив пять факторов из книги Сунь Цзы «Искусство войны», Уордли пришел к выводу, что в справочной литературе по бизнес-стратегии обычно предполагается совершить прыжок от цели (Дао) к лидерству или исполнению, без учета остальных элементов. Для устранения этого разрыва и были разработаны карты. Однако головной офис компании не поддержал нововведения, предложенные Уордли на основе изучения карт, что стоило бизнесу жизни. «В другой вселенной, если бы был избран другой путь, Canon сегодня могла бы конкурировать с Amazon в облаке и создать индустрию 3D-печати»1, – сетовал новатор.

Уордли оттачивал технику картирования в 2008-2010 годах в составе Canonical. Во многом благодаря его методу небольшая компания, опередив конкурентов-гигантов (в том числе легендарную корпорацию Red Hat), без серьезных инвестиций создала операционную систему Ubuntu – одного из лидеров «облачной» платформы.

Концепция дорабатывалась более десяти лет, ее полное методологическое обоснование Уордли представил на сайте Medium в 18 сообщениях, по сути, главах книги, в 2016 году. По аналогии с Wikipedia создан образовательный web-ресурс Wardleypedia, раскрывающий тонкости картографирования по системе Уордли.

Сегодня Саймон Уордли помогает бизнес-лидерам создавать интуитивно понятные карты с возможностью совместного использования. Его технику применяет цифровая служба Правительства Великобритании для определения приоритетных целей модернизации цифровых госуслуг. Метод взят на вооружение британским Министерством транспорта при проектировании инфраструктуры и комплекса услуг для сетей высокоскоростных железных дорог High Speed 2.

HERE BE DRAGONS

Применение. Карты Уордли – полезный инструмент для стратегического планирования и управления изменениями в условиях неопределенности. Карта повышает ситуационную осведомленность и формирует четкое видение долгосрочной перспективы.

Топографическая «бизнес-разведка» помогает сориентироваться в окружении, спрогнозировать изменения и выбрать осознанную стратегию действий.

Картировать можно как бизнес-стратегию в целом, так и отдельную услугу.

Преимущества и ограничения. Инструмент примечателен тем, что Саймон Уордли перевел бизнес-стратегию в формат 3D. Его карты – альтернатива статичным плоским моделям и универсальным «рецептам успеха». Картографирование позволяет в текущей ситуации соотнести свои амбиции со «снимком» реальности, увидеть нюансы и исходя из этого принимать более взвешенные решения.

Позитивные эффекты от использования этого инструмента: более ясное понимание рисков и возможностей, сокращение расходов, сплочение команды, повышение клиентоориентированности за счет более глубокого понимания потребностей пользователей.

Уордли делает акцент на том, что разработка стратегии – не разовая акция, а итерационный цикл, учитывающий влияние климата, ландшафта (окружающей среды) и бэкграунда. Соответственно, к ограничениям карты можно отнести лимит по «сроку годности» – до первого изменения, когда карту потребуется перечерчивать.

Среди недостатков метода критики отмечают однобокость трактования эволюции как линейного необратимого процесса, а также опасность человеческого фактора – субъективизма команды, которой на откуп дана возможность перемещать компоненты. Действительно работа с картой продуктивна, когда в ее создании принимает участие конструктивно настроенная команда, одновременно не склонная к групповому единомыслию и не раздираемая конфликтами интересов и внутренними противоречиями, чтобы мозговой штурм не превратился в бездумное соглашательство или перетягивание одеяла на себя.


1Wardley, S. Bits or pieces? // blog.gardeviance.org. 2013, August 24.


Дополнительные материалы

Читайте также по теме: