Современная разработка корпоративного обучения | блог Новая Эпоха
Развитие людей

Как создать методологию для образовательного маркетплейса

Сверхиндивидуальный подход к корпоративному обучению

6 мин
271

Как создать методологию для образовательного маркетплейса обложка

Корпоративное обучение, как считают эксперты Сколковского института науки и технологий, постепенно движется в сторону сверхиндивидуализации. Тренд, по их словам, сформировался под влиянием рынка и уже востребован работодателями. Как эффективно развиваться в этом направлении, выясняла команда методологов BITOBE и X5 Group, разрабатывающая методологию управления контентом для образовательного маркетплейса для X5 Group.


Персональные треки обучения

За годы работы компания, помимо колоссального опыта в обучении своих сотрудников, накопила еще и большое количество расхождений в подходах к обучению в разных бизнес-единицах. Это прямым образом влияло на качество и на доступность обучения. Чтобы создать равные возможности для всех бизнес-единиц, сформировать единый стандарт качества обучения, возникла идея создать единое пространство – образовательный маркетплейс. С одной стороны – для комфорта пользователей. С другой – для удобства управления и принятия решений.

Бренды X5 Group

Здесь уместно провести аналогии с Netflix. Из всех существующих видеосервисов он самый популярный. Почему? Потому что его разработчики сделали ставку на удобство, стиль, красоту. И не прогадали. Этой идеей вдохновлялась команда, когда начала разрабатывать первые подходы к концепции методологии.


Нашей задачей было сделать методологию разметки контента – описание того, как именно структурировать учебный материал на платформе, чтобы участникам было легко его найти, менеджерам было видно, что это за материалы, администраторы платформы смогли бы управлять всем возможным контентом, а также чтобы рекомендательный сервис платформы работал сам, а не вручную. Но мы сделали больше чем методологию.
Ольга Базылева, консультант по образовательным решениям

Реализуя идею, консультанты BITOBE работали в команде с Михаилом Сартаковым, архитектором образовательных систем Х5 Group. В первую очередь были сформированы принципы управления обучением для Корпоративного университета, которые позволят ему стать центром управления знаниями и образовательных процессов во всех бизнес-единицах компании. В результате совместных усилий родился свод принципов, по которым будет функционировать система:


структурированность и гибкость

охват всех областей деятельности

ситуативная адаптация

Детализированные экспертами BITOBE элементы разметки не новы, но устроены так, чтобы реализовывать заявленные принципы на пользу компании:

хорошо структурированный и одновременно гибкий каталог компетенций обеспечивает разные пути к контенту, чтобы полезные знания из разных областей и функций были доступны всем заинтересованным
теги – ключевые слова – позволяют найти нужные материалы
тематические подборки лучших материалов позволяют быстро сориентировать сотрудника в любой персональной или общей для всей компании ситуации

Единая система управления знаниями


Самой интересной находкой в проекте мы считаем гибкий каталог компетенций. В нем мы отказались от стандартной однозначной вложенности. Благодаря этому к одному и тому же объекту (единице учебного контента) теперь можно идти совершенно разными путями.
Елена Винклер, консультант-аналитик по организационному и процессному управлению

Представьте, что у вас библиотека, где есть множество видов обучающих материалов, включая комплексные программы, курсы, тренинги, тесты, документы различных форматов. И каждый такой объект словно книга на полке. Идея вышеописанного подхода заключалась в том, что можно один раз положить учебный материал «на полку», а добираться до него позволялось бы совершенно разными путями.


Основные уровни каталога

Ключевым результатом работы стало формирование концепции и подхода к управлению контентом. Единая методология показывает, как именно предложенные инструменты позволяют добиваться задач Х5 Group и как этими инструментами пользоваться:


что должно происходить с пользователем платформы обучения

как размечать учебные материалы

как администрировать

как попросить пользователя обозначить свои интересы в обучении

Пользовательские шаги

Помимо методологии, в итоговых материалах также содержится драфт общекорпоративной модели компетенций, чтобы у администраторов была готовая иллюстрация заложенного в нее гибкого подхода.


Единая система управления обучением

Команда проекта в некотором смысле вырабатывала собственное видение Корпоративного университета Х5, перебирая все возможные варианты, приземляя на корпоративную культуру группы текущую повестку, события в мире.


На рынке делается по-разному. Часто консультанты берут общепринятую концепцию и начинают «натягивать сову на глобус». А мы брали идею и приземляли ее, модифицировали, делали в несколько итераций, пока не нашли примерно то видение, которое укладывается в реальность Х5 Group.
Михаил Сартаков, архитектор образовательных систем Х5 Group

Единая система управления обучением всей Х5 Group, работающая по единым правилам и одновременно гибко, с учетом разных сценариев, позволит компании быстро реагировать на вызовы и эффективно развивать сотрудников с меньшими общими затратами. Сейчас перспективы выглядят именно так.

Как все получится на самом деле, покажет время. Но уже сейчас понятно, что отход от стандартных решений и смелые эксперименты оказываются более выигрышными, чем движение по уже проторенной кем-то дорожке.