Корпоративное обучение, как считают эксперты Сколковского института науки и технологий, постепенно движется в сторону сверхиндивидуализации. Тренд, по их словам, сформировался под влиянием рынка и уже востребован работодателями. Как эффективно развиваться в этом направлении, выясняла команда методологов BITOBE и X5 Group, разрабатывающая методологию управления контентом для образовательного маркетплейса для X5 Group.
Персональные треки обучения
За годы работы компания, помимо колоссального опыта в обучении своих сотрудников, накопила еще и большое количество расхождений в подходах к обучению в разных бизнес-единицах. Это прямым образом влияло на качество и на доступность обучения. Чтобы создать равные возможности для всех бизнес-единиц, сформировать единый стандарт качества обучения, возникла идея создать единое пространство – образовательный маркетплейс. С одной стороны – для комфорта пользователей. С другой – для удобства управления и принятия решений.
Здесь уместно провести аналогии с Netflix. Из всех существующих видеосервисов он самый популярный. Почему? Потому что его разработчики сделали ставку на удобство, стиль, красоту. И не прогадали. Этой идеей вдохновлялась команда, когда начала разрабатывать первые подходы к концепции методологии.
Реализуя идею, консультанты BITOBE работали в команде с Михаилом Сартаковым, архитектором образовательных систем Х5 Group. В первую очередь были сформированы принципы управления обучением для Корпоративного университета, которые позволят ему стать центром управления знаниями и образовательных процессов во всех бизнес-единицах компании. В результате совместных усилий родился свод принципов, по которым будет функционировать система:
Детализированные экспертами BITOBE элементы разметки не новы, но устроены так, чтобы реализовывать заявленные принципы на пользу компании:
Представьте, что у вас библиотека, где есть множество видов обучающих материалов, включая комплексные программы, курсы, тренинги, тесты, документы различных форматов. И каждый такой объект словно книга на полке. Идея вышеописанного подхода заключалась в том, что можно один раз положить учебный материал «на полку», а добираться до него позволялось бы совершенно разными путями.
Ключевым результатом работы стало формирование концепции и подхода к управлению контентом. Единая методология показывает, как именно предложенные инструменты позволяют добиваться задач Х5 Group и как этими инструментами пользоваться:
Помимо методологии, в итоговых материалах также содержится драфт общекорпоративной модели компетенций, чтобы у администраторов была готовая иллюстрация заложенного в нее гибкого подхода.
Единая система управления обучением
Команда проекта в некотором смысле вырабатывала собственное видение Корпоративного университета Х5, перебирая все возможные варианты, приземляя на корпоративную культуру группы текущую повестку, события в мире.
Единая система управления обучением всей Х5 Group, работающая по единым правилам и одновременно гибко, с учетом разных сценариев, позволит компании быстро реагировать на вызовы и эффективно развивать сотрудников с меньшими общими затратами. Сейчас перспективы выглядят именно так.
Как все получится на самом деле, покажет время. Но уже сейчас понятно, что отход от стандартных решений и смелые эксперименты оказываются более выигрышными, чем движение по уже проторенной кем-то дорожке.