Книга старшего научного сотрудника Центра американского прогресса Ульриха Бозера «Как научить учиться?» (Learn Better) была издана в 2020 году издательством «Альпина Паблишер». Это произошло спустя три года после того, как Business Insider признал ее лучшей для накопления экспертизы в своей области и поместил в топ-131 произведений, которые должен прочесть каждый уважающий себя соискатель. Что же поспособствовало столь быстрому признанию?
Саморазвитие встречается практически во всех списках компетенций будущего. Кроме того, все современные программы обучения выстроены с учетом расширения автономии обучающегося. И в этом заключается главная сложность.
Может ли научение произойти «само собой»?
Многие привыкли думать, что человек вполне способен обучаться сам по себе – просто в силу тех способностей, которыми наградила его эволюция. Однако так ли уж много нам дано «от природы» в этой области? Ведь заучивание и воспроизведение по образцу – это еще далеко не все. Как писал Ян Амос Коменский, основоположник педагогики и дидактики, человек должен «развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их.
Поэтому простота этого навыка обманчива, и автор подкрепляет этот тезис многочисленными исследованиями, показывающими, какие глубинные механизмы способствуют обучению, а какие – превращают его в мучительный и контрпродуктивный процесс.
Бозер выделяет шесть фокусов в обучении и самообучении, которые часто игнорируются в попытке решить задачу «в лоб». Например, когда люди предаются зубрежке или заменяют подлинное обучение простым информированием. Научение – это процесс, распределенный во времени, и работа, требующая определенных усилий, что связано с биологически обусловленными механизмами познания и запоминания (подробнее о нейропластичности и долговременной потенциации можно прочесть в книге «Биология добра и зла» нейроэндокринолога Р. Сапольски).
6 фокусов в обучении по Бозеру
Ценность. Стремление к смыслу и поисковое поведение – отличительная особенность человека как вида. Открывая новое и оригинальное знание, взаимосвязи, человек получает дофамин. Это одновременно источник развития и проклятие. Правильно понимая и используя эту эволюционно обусловленную особенность, методист или тренер получает инструмент управления вовлеченностью обучающихся. Бозер напоминает, что недостаточно сказать человеку «это важно», когда мы хотим, чтобы он чему-либо научился. Более того, подобных формулировок стоит избегать, поскольку в нас с детства натренирована способность «выключать» мозг при этих словах. Вспомните родителей, которые приводили в пример бесконечное количество «важных вещей» – хорошо учиться, думать о будущем, поступить в институт, есть овощи и многое другое. Увы, но мозг эволюционно приучен выбирать сиюминутное удовольствие и быстрый эффект, а не абстрактные долгосрочные результаты.
Поэтому надо помочь обучающемуся самостоятельно встретиться с истинной ценностью изучаемого материала. Этому способствует актуализация, которую иногда называют проблематизацией. Это поиск связи с тем, что человек уже знает, с чем у него есть опыт взаимодействия. Например, в начале тренинга по деловым переговорам можно предложить участникам вспомнить бытовые ситуации, когда им приходится вести переговоры, и показать, как новое знание помогло бы им стать более успешными. Другой способ – дать возможность человеку самому задуматься о ценности с помощью вопросов вроде «Понимаю ли я, почему это важно именно для меня?».
Нельзя пропускать этот шаг ни при каких обстоятельствах и не следует относиться к нему формально. Качественный поиск глубокой личной мотивации – залог устойчивой вовлеченности обучения и высокой доходимости участников в программах обучения и развития.
Цель. Процесс обучения в идеале должен быть систематизирован, а информация – представлена как структурированная система, разбитая на отдельные небольшие фрагменты, чтобы знания смогли уместиться в кратковременной памяти и оттуда перекочевать в долговременную. Одна из главных задач – отсекая все ненужное, подавать материал последовательно и в удобоваримом объеме, чтобы мозг успевал справляться с когнитивной нагрузкой, «присоединяя» новую информацию к уже существующей (см. «Думай как математик» Б. Оакли). Именно поэтому компании постепенно переходят от дискретных тренингов и вебинаров на интервальное обучение в режиме распределенных во времени треков. Это обоснованный способ повысить конверсию информации в знания и навыки и далее в мастерство через понимание того, как работают наши память и мышление.
Другой аргумент в пользу целенаправленного поступательного обучения, о котором напоминает Бозер, – это наличие зоны актуального и ближайшего развития обучающихся, которую необходимо постоянно сдвигать для того, чтобы балансировать интерес и сложность.
Целенаправленность и системность представления знания позволяют сразу обучать эффективно мыслить, а не заучивать рандомные факты. Следует об этом помнить и расширять свой арсенал образовательных методик для стимуляции мышления.
Развитие. Обилие практики – основа для совершенствования любого навыка. Соображения по поводу экономии времени и ресурсов часто заставляют сокращать время на тренировку, и это приводит к тому, что навык не закрепляется и впоследствии бесследно утрачивается. Отсюда рождается недоверие к обучению. Что же входит в практику?
Расширение. Речь о том, чтобы непрерывно расширять сферу применения навыка, постоянно увеличивая объем сложности и неопределенности на фундаменте ранее сформированного базового системного знания. Бозер приводит в пример качественную импровизацию в музыке, которая становится возможной только на основании глубокого понимания закономерностей и владения техникой. Какие методы можно использовать?
Взаимосвязи. Когда сформировано представление об изучаемом предмете, обучающийся развивает умение решать сложные неочевидные задачи, используя контекст и самостоятельно выявляя скрытые закономерности. Он подобен врачу, использующему доказательную медицину в лечении своих пациентов. Именно на этом этапе нарабатывается мастерство и осознанное использование знания переходит в бессознательное (см. концепцию неявных знаний в статье Модель создания знаний SECI).
Переосмысление. Несмотря на то что оценка, как и обратная связь, значима на любом этапе, для уже сформированного профессионала постоянная рефлексия и анализ собственной деятельности и решений критически важны. Переставая сознательно развиваться, мы не просто останавливаемся, а начинаем забывать. Накапливается технический долг, который ведет к ошибкам, фатальной самоуверенности. Поэтому никогда нельзя останавливаться!
Когда стоит прочесть книгу «Как научить учиться?»
Эту книга будет полезна сотрудникам, которые стараются понять, как им обучаться эффективнее. Порой человек сам мечтает что-то изучить, находит подходящий курс, но через какое-то время сам же бросает обучение. Вроде бы и самомотивация была, по крайней мере – в начале, но в результате почему-то ничего не вышло.
Книга будет полезна T&D— и L&D-специалистам, которые хотят лучше узнать, какими исследованиями подкреплены те или иные выводы, современные тренды или лайфхаки. Например, Бозер упоминает довольно любопытные данные в отношении мотивации. Реалисты, оценивающие результаты своей работы более-менее адекватно, в будущем чаще уступают тем, кто завышает оценку своих результатов. Когда Бозер обсудил этот вывод с автором исследования, тот объяснил просто: «У хвастунов более высокие цели».
Бозер не делает новых открытий, он лишь перечисляет то, что уже известно, делая правильные акценты, которые помогут построить эффективную стратегию обучения себя или других.
1Gillett, Rachel & Cain, Áine. 13 Books Every Jobseeker Should Read. Business Insider. Jun 23, 2017.