Проявление корпоративной культуры | блог Новая Эпоха Управления

Индикаторы корпоративной культуры

5 мин
702

Индикаторы корпоративной культуры обложка

Одна из задач, входящих в список самых важных для нас как для консультантов, определиться с правильным ответом на вопрос, где найти корпоративную культуру в организации.

Сама формулировка «корпоративная культура» зазвучала в XIX веке с подачи германского фельдмаршала Мольтке. Он применял ее для характеристики взаимоотношений в среде офицеров.

Эти отношения управлялись не только уставами, судами чести, но и дуэлями. Поэтому в качестве часто встречающихся атрибутов «корпоративной идентичности» тогда был сабельный шрам.

Нынешние индикаторы корпоративной культуры не выглядят столь сурово и брутально. Есть три точки, три направления, в которых точно можно заниматься ее поисками, рассчитывая на успех. Это опыт сотрудника, система мотивации и взаимодействие подразделений. Расскажем об этом подробнее.

Опыт сотрудника

Здесь речь идет о распространенном в HR-среде и за ее пределами термине Employee Experience. На русском языке он как раз и звучит как «опыт сотрудника». Какие смыслы скрывает в себе этот термин?

В первую очередь, это результат взаимоотношений, которые организация выстраивает с сотрудником на пути его карьерного развития, начиная с первого интервью на стадии найма и не заканчивая его уходом из компании, оставляя в фокусе внимания и не разрывая связей.

Чтобы этот опыт был позитивным, нужно уделять внимание трем ключевым факторам, включающим базовые процессы (простота участия, автоматизация), организацию рабочего пространства (комфорт и функциональность), взаимодействие с коллегами и руководством (атмосфера доверия).

Так вот корпоративную культуру можно найти уже в базовых процессах.

Кейс. Руководитель пришел в военкомат, где столкнулся с огромной очередью и, как следствие, с потерей большого количества драгоценного времени.

В какой-то момент к ожидающим вышла девушка и спросила, кто из них записался на прием через Госуслуги. Оказалось, что только один руководитель. В итоге стоять в очереди ему не пришлось – приняли сразу.

Михаил Милинис, основатель и генеральный директор BITOBE.

Так и в организациях. Об их корпоративной культуре можно много понять из того, как выстраивается опыт сотрудника.

Система мотивации

Вторая точка, где поиск корпоративной культуры увенчается успехом, – система мотивации, действующая в конкретной организации: как компания вознаграждает сотрудников, за что, за какое поведение, она мотивирует всех одинаково или есть особые группы категорий, к которым имеется иное отношение?

Кейс. Из колл-центра пришло распоряжение повысить зарплату, но почему-то все деньги распределили среди тех, кому было не доплачено. А самые высокооплачиваемые эксперты (не топы), ключевые сотрудники, остались без повышения. Некоторым даже скорректировали зарплату в другую сторону.

Как выстроена система мотивации, как она меняется? Эта тема плохо коммуницируется. Зато корпоративную культуру она отлично отражает. Здесь ее столько, что можно, как говорится, «ложками черпать».

Взаимодействие подразделений

В огромных корпорациях сложно трансформировать культуру сразу на все 40–50 тысяч человек. Но это не означает, что она не способна меняться в подразделениях, департаментах, функциях. Очень даже может.

Все зависит от видения первого лица подразделения. Или первых лиц, если это управленческая команда. Нужно их желание. И тогда в «красных» организациях могут образовываться «синие» островки.

Очень интересно искать корпоративную культуру в том, как одна функция или департамент взаимодействует с другими. Есть разделение на «мы» и «они». Противопоставления проявляются в таких фразах: «а эти финансисты, они всегда…» или «а эти айтишники, они, конечно…».

В этой системе взаимодействия культуры очень много. Там много живых артефактов. Много моментов, рассказывающих о корпоративной культуре. Через которые можно отслеживать, что изменилось.

Читайте также по теме: