«Это не моё» или «Я не креативный человек» — такие фразы часто можно услышать от взрослых состоявшихся людей. Но соответствуют ли они реальности? Современный взгляд на обучение, в особенности исследования нейропластичности, говорят, что нет. А вот такие убеждения могут препятствовать развитию.
Кэрол Двек, профессор Стэнфордского университета, исследовала, почему одни люди испытывают трудности в обучении или достижении целей из-за подобных убеждений, а другие продолжают развиваться несмотря на ошибки, сложности и неудачи. В результате она разработала теорию мышления роста (growth mindset) и фиксированного мышления (fixed mindset), которая стала популярной после публикации её книги «Гибкое сознание» и оказала сильное влияние на обучение и развитие, в том числе и в корпоративной среде.
Разберём, что такое growth mindset и fixed mindset и как использовать теорию Двек для развития сотрудников.
Growth mindset vs fixed mindset: в чём разница
Согласно исследованиям Кэрол Двек, люди условно делятся на две категории в зависимости от того, как они воспринимают свои способности.
По оценкам самой Двек, мышление роста характерно примерно для 40% людей. Столько же обладают фиксированным мышлением, а остальные находятся где-то посередине.
Причём фиксированным мышлением необязательно обладают условные «троечники». Исследования Двек показывают, что как раз те, кого когда-то хвалили за одарённость, склонны формировать фиксированное мышление. Это объясняется тем, что самооценка таких людей зависит от представления о себе как об умном или одарённом человеке, поэтому они меньше склонны к действиям, которые могут поставить под сомнение это представление (задавать «глупые» вопросы, пробовать новое).
Важно понимать, что «мышление» используется не как процесс, а скорее как система убеждений, взглядов и оценок, которая формирует отношение к себе и неудачам. Двек использовала слово «mindset» и определяла его как убеждения о себе и своих основных качествах.
Почему мышление роста важно в корпоративном обучении и как его развивать
Большинство исследований Двек касаются обучения детей, но они также применимы и к взрослым. Тем более что при обучении взрослых важно учитывать их предыдущий опыт. Для примера вспомним о принципах обучения взрослых Ноулза.
В обучение взрослые люди обычно приходят со своим опытом и сформировавшимися убеждениями о себе. Тем не менее, когда мы начинаем что-то новое, мы не можем избежать ошибок, которые могут пошатнуть это представление о себе. Поэтому важно развивать мышление роста.
Сотрудник с мышлением роста будет:
Тогда как сотрудник с фиксированным мышлением меньше будет склонен задавать вопросы, если ему что-то непонятно, и начнёт избегать задач, с которыми ранее не сталкивался.
Для организаций мышление роста означает больше инициативности, меньше страха изменений и выше адаптивность команд. Особенно важно, если компания стремится быть инновационной. Тогда способность учиться — критически важная компетенция.
Как развивать мышление роста в компаниях
Мышление роста и фиксированное мышление — не врождённые. Они формируются с прибавлением опыта, но их также можно осознавать и менять. Именно поэтому концепция мышления роста так полезна для обучения в организациях.
Вот несколько принципов, которые помогут внедрить и развивать growth mindset в обучении и управлении.
Такой подход помогает сотрудникам сосредоточиться на процессе, а не на постоянной проверке собственных способностей.
В одном из исследований Двек проследила, как дети реагировали, если их хвалили за способности или за усилия (контрольную группу хвалили без уточнения, за что). В итоге те, кого хвалили за усилия, получали больше удовольствия и лучшие результаты.
Ошибки — часть обучения. Если за ошибку сотрудника наказывают или высмеивают, он переключается на fixed mindset. Менеджеры и преподаватели могут задавать тон: обсуждать ошибки спокойно, фокусироваться на выводах, а не поиске виноватых.
Показывайте примеры, как другие сотрудники или лидеры развивались, справлялись с трудностями, учились. Например, в своей книге Двек рассматривает множество историй успеха известных людей.
Фиксированное мышление построено на представлении о том, что наши способности заданы изначально и не могут меняться. Однако если даже просто рассказывать о том, как формируются навыки, то установки меняются.