Развитие мышления роста в компании | Экспертный блог BITOBE

Growth mindset. Как развивать мышление роста

7 мин
120

Growth mindset обложка

«Это не моё» или «Я не креативный человек»  такие фразы часто можно услышать от взрослых состоявшихся людей. Но соответствуют ли они реальности? Современный взгляд на обучение, в особенности исследования нейропластичности, говорят, что нет. А вот такие убеждения могут препятствовать развитию.


Кэрол Двек, профессор Стэнфордского университета, исследовала, почему одни люди испытывают трудности в обучении или достижении целей из-за подобных убеждений, а другие продолжают развиваться несмотря на ошибки, сложности и неудачи. В результате она разработала теорию мышления роста (growth mindset) и фиксированного мышления (fixed mindset), которая стала популярной после публикации её книги «Гибкое сознание» и оказала сильное влияние на обучение и развитие, в том числе и в корпоративной среде.

Разберём, что такое growth mindset и fixed mindset и как использовать теорию Двек для развития сотрудников.

Growth mindset vs fixed mindset: в чём разница

Согласно исследованиям Кэрол Двек, люди условно делятся на две категории в зависимости от того, как они воспринимают свои способности.


Fixed mindset — установка на данность. Люди с таким типом мышления верят, что интеллект, способности и таланты даны раз и навсегда. Поэтому неудача воспринимается как угроза, а ошибки — как доказательство недостатка способностей. Люди с фиксированным мышлением боятся выйти за рамки привычного и часто избегают вызовов.

Growth mindset — установка на развитие. Эти люди верят, что способности можно развивать через усилия, обучение и обратную связь. Ошибки для них — не провал, а источник роста. Они воспринимают вызовы как шанс стать лучше.

По оценкам самой Двек, мышление роста характерно примерно для 40% людей. Столько же обладают фиксированным мышлением, а остальные находятся где-то посередине.

Причём фиксированным мышлением необязательно обладают условные «троечники». Исследования Двек показывают, что как раз те, кого когда-то хвалили за одарённость, склонны формировать фиксированное мышление. Это объясняется тем, что самооценка таких людей зависит от представления о себе как об умном или одарённом человеке, поэтому они меньше склонны к действиям, которые могут поставить под сомнение это представление (задавать «глупые» вопросы, пробовать новое).

Для фиксированного мышления главное — результат. Если ты ошибёшься или ты не лучший, всё было зря. Мышление роста позволяет людям ценить то, что они делают, несмотря на результат.
Mindset: The New Psychology of Success, C. Dweck – страница 50

Важно понимать, что «мышление» используется не как процесс, а скорее как система убеждений, взглядов и оценок, которая формирует отношение к себе и неудачам. Двек использовала слово «mindset» и определяла его как убеждения о себе и своих основных качествах.

Почему мышление роста важно в корпоративном обучении и как его развивать

Большинство исследований Двек касаются обучения детей, но они также применимы и к взрослым. Тем более что при обучении взрослых важно учитывать их предыдущий опыт. Для примера вспомним о принципах обучения взрослых Ноулза.

В обучение взрослые люди обычно приходят со своим опытом и сформировавшимися убеждениями о себе. Тем не менее, когда мы начинаем что-то новое, мы не можем избежать ошибок, которые могут пошатнуть это представление о себе. Поэтому важно развивать мышление роста.

Сотрудник с мышлением роста будет:


активнее вовлекаться в обучение;

не бояться ошибок и обратной связи;

быстрее осваивать новые навыки;

делиться знаниями и помогать другим;

видеть возможности в вызовах, а не угрозы.

Тогда как сотрудник с фиксированным мышлением меньше будет склонен задавать вопросы, если ему что-то непонятно, и начнёт избегать задач, с которыми ранее не сталкивался.

Для организаций мышление роста означает больше инициативности, меньше страха изменений и выше адаптивность команд. Особенно важно, если компания стремится быть инновационной. Тогда способность учиться — критически важная компетенция.

Как развивать мышление роста в компаниях

Мышление роста и фиксированное мышление — не врождённые. Они формируются с прибавлением опыта, но их также можно осознавать и менять. Именно поэтому концепция мышления роста так полезна для обучения в организациях.

Вот несколько принципов, которые помогут внедрить и развивать growth mindset в обучении и управлении.

1
Говорим об усилиях, а не о таланте

Такой подход помогает сотрудникам сосредоточиться на процессе, а не на постоянной проверке собственных способностей.

В одном из исследований Двек проследила, как дети реагировали, если их хвалили за способности или за усилия (контрольную группу хвалили без уточнения, за что). В итоге те, кого хвалили за усилия, получали больше удовольствия и лучшие результаты.


2
Создаём безопасную среду для ошибок

Ошибки — часть обучения. Если за ошибку сотрудника наказывают или высмеивают, он переключается на fixed mindset. Менеджеры и преподаватели могут задавать тон: обсуждать ошибки спокойно, фокусироваться на выводах, а не поиске виноватых.


3
Делимся историями развития

Показывайте примеры, как другие сотрудники или лидеры развивались, справлялись с трудностями, учились. Например, в своей книге Двек рассматривает множество историй успеха известных людей.


4
Говорим о нейропластичности

Фиксированное мышление построено на представлении о том, что наши способности заданы изначально и не могут меняться. Однако если даже просто рассказывать о том, как формируются навыки, то установки меняются.


Во многих проектах BITOBE мы рассказываем участникам про нейропластичность. Например, в теме креативного мышления она помогает донести мысль, что креативность — это не дар, её можно развивать с помощью обучения и специальных упражнений.
Анна Макшанова, методолог BITOBE


Читайте также по теме: