Составляющие человеческого капитала | блог BITOBE

Грани человеческого капитала

9 мин
77

Грани человеческого капитала обложка

Когда финансовый капитал пребывает в состоянии равновесия с человеческим капиталом, общество процветает и развивается. Когда что-то из вышеперечисленного начинает перевешивать, и гармония нарушается – это признак социального и политического неблагополучия в обществе.


Этой мыслью в своем докладе, датированном 2010 годом, поделился петербургский профессор Александр Юрьев. Человеческим капиталом он назвал «достаточное количество людей, обладающее необходимыми качествами для самосохранения и воспроизводства в непрерывно изменяющихся и усложняющихся условиях жизни». По его словам, это аналог и явление, симметричное финансовому капиталу по значимости, важности, ценности для страны.

Размышления профессора интересны на фоне повышения чувствительности рынка к теме раскрытия человеческого потенциала и его стратегического использования для достижения организациями бизнес-результатов в нынешних условиях. Для более точечных управленческих настроек востребован научный подход к пониманию и развитию человека. Гипотезы уходят в тень.

Развитие человеческого капитала

Люди науки в прошлые века стремились к понимаю человека системно, объединяясь в группы единомышленников, дополняя друг друга в своих исследовательских работах.

Юрьев показал, как возвышалась и угасала научная мысль в области развития человеческого разума, отметив, что каждая развивающая модель была адекватна требованиям своего исторического периода. Группы выдающихся специалистов в области исследования и формирования разума сменялись волнообразно. Интервал между ними составлял примерно 30 лет.

«Волна Гельвиция» (Дидро, Руссо, Ломоносов и т. д.) стремилась к отходу от психологии веры и дрейфу к психологии разума.

«Волна Песталоцци» (Новиков, Радищев, Гердер и т. д.) благоволила идее развития мышления вопреки механическому накоплению.

«Волна Гербарта» (Фурье, Шопенгауэр, Гегель и т. д.) разработала новый инструментарий психологической науки, критериями которого стали ясность, система и метод. В этот период появилась идея «общечеловеческого воспитания».

За ней последовала «Волна Ушинского» (Спенсер, Толстой, Герцен и т. д.). Ушинский утверждал, что всякая наука стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования.

«Волна Кеттела» (Эббингауз, Креппелин, Лазурский и т. д.) приложила усилия к тому, чтобы работа разума, ума была проанализирована, систематизирована, классифицирована. Людей стали оценивать с точки зрения способности много запоминать, длительно сохранять устойчивость внимания, делать логически верные умозаключения.

Во времена «Волны Макаренко» удельный вес «психологии разума», как отмечено в докладе профессора, пошел на спад. Усилия Корнилова, Выготского, Теплова пришлись на сложный период всеобщей «технологизации» всех наук.

«Волна Сухомлинского» стала рассматривать психологию разума с сугубо прагматических позиций пригодности для усиления инструментов психологии воли (труд и война), психологии бессознательного (политика и СМИ) и противодействия психологии веры (церковь и сектанты).

Качества человеческого капитала

Юрьев выделил четыре ключевых качества человеческого капитала, таких как жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям и способность к обучению. Ученый показал, как они обнаруживаются и чем определяются, не забыв для наилучшего понимания к каждой добавить красивую метафору, связанную с кораблем.


Жизнеспособность

Метафора. При критической перегрузке корабль тонет.

Тезис. Жизнеспособность по Юрьеву – это способность людей максимально долго продлевать свою личную жизнь и непрерывно продолжать ее в своих потомках благодаря осмысленному образу жизни и несмотря на футурошок от непрерывных жизненных изменений и испытаний.

Обнаружение. Обнаруживается как демографическая проблема, связанная с состоянием образа жизни людей.

Формула. Вычисляется отношением суммы позитивных жизненных потребностей к сумме негативных.

Слабость. Нежизнеспособный человек гибнет под грузом неконтролируемых разрушающих потребностей.


Работоспособность

Метафора. Корабль, столкнувшись со льдами, из-за своей ходовой слабости прекращает продвижение и останавливается.

Тезис. Это способность людей работать за пределами своих сил необходимое время, создавая потребительную стоимость мирового уровня за счет развитых жизненных сил и интеллекта.

Обнаружение. Обнаруживается как экономическая проблема, обусловленная размыванием жизненной позиции людей.

Формула. Вычисляется как отношение совокупной силы произвольных психических процессов к совокупной силе непроизвольных процессов памяти, внимания, мышления, восприятия, эмоций.

Слабость. Доминирование непроизвольных психических процессов прекращает трудовую деятельность человека и делает его нетрудоспособным.


Способность к инновациям

Метафора. Тяжелый киль не дает яхте опрокинуться от ураганного ветра в паруса.

Тезис. Способность людей создавать инновационные продукты во всех сферах жизни, овладевая ею за счет своих жизненных ценностей и не теряя в постоянно изменяющемся мире веру в себя и свою страну.

Обнаружение. В социальных конфликтах, вызванных противоречием между традиционным мировоззрением и новой реальностью, которую одни принимают, а другие нет.

Формула. Вычисляется отношением силы футурошоковых ударов судьбы к силе веры людей в себя, предотвращающей психический срыв.


Способность к обучению

Метафора. «Поворотливость» корабля позволяет ему легко обходить препятствия и повороты, двигаясь к поставленной цели.

Тезис. Способность человека приобретать знания, умения, навыки и отдавать их в процессе решения совершенно новых задач, которые непрерывно возникают во всех сферах жизни.

Обнаружение. Проявляется в формировании новой картины мира, позволяющей находить новые пути к достижению своих целей.

Формула. Определяется отношением суммы приобретенных знаний, умений и навыков к сумме практически примененных знаний, умений и навыков, которые используются для целеустремленного движения к цели, непрерывно меняющей свое положение.

Работоспособность и жизненная позиция

Рассуждая о работоспособности и соотнося это качество человеческого капитала с жизненной позицией, профессор указал на следующее:

«Жизненная позиция – результат овладения человеком своим поведением, он становится субъектом поведения, то есть человеком, самостоятельно достигающим поставленных целей».

Строго говоря, по словам профессора, это:


формирование мышления, позволяющего отличать существенное от несущественного;

развитие своей воли до уровня, делающего поведение человека произвольным;

придание своим аффектам социально одобряемой конструктивной формы творчества;

усвоение полной совокупности стереотипов и стандартов поведения, достаточной для защиты от внешнего произвола.

Цель и смысл

В процессе формирования HR-стратегии, создания корпоративной культуры, определения ценностей организации, важно понимать, что люди вкладывают для себя в понятия «цель» и «смысл». Юрьев для связки этих понятий представил интересный визуальный образ.

По его словам, смысл аналогичен напряжению в электрической сети: есть напряжение – и цель появляется, как ток в цепи, и ценности включаются, как освещение, моторы, обогреватели…

Смысл, как отметил ученый, – самое сильное переживание человека, ради которого он совершает подвиги, открытия, рождает детей. Нет смысла – все останавливается.

Цель жизни профессор назвал трудным уравнением, где:

Х – целеполагание (точное определение своего места в обществе и места, которое представляется желаемым);

У – целенаправленность, образ будущего (выбор направления своего развития, перехода из неудовлетворительного состояния в состояние желаемое, удовлетворительное);

Z – целеустремленность (волевая способность преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведение при изменении внешних условий);

N – целесообразность (расчет времени своей жизни, достаточного для достижения цели).

Человеческие пределы

На фоне активной интеграции искусственного интеллекта в работу и жизнь человека, интересно узнать, кого профессор готов назвать человеком с точки зрения человеческого капитала. Это тот, кто владеет:


самоконтролем,

саморегуляцией,

самоуправлением,

самовоспитанием,

т. е. сознанием.

Мера, объем, ясность сознания, конечно, варьируются в «человеческих пределах», и именно этим определяется «мера человечности» каждого из нас. И на регулировании сознания человека построена вся политика — на регулировании меры человечности в отношениях между людьми, человеком и обществом, между разными сообществами людей.
Александр Юрьев, профессор СПбГУ

Читайте также по теме: