Учебные модули адаптируются под современные реалии, гибридный формат обучения становится все более востребованным, запрос на знания от опытных практиков увеличивается, микрообучение выходит в число ключевых трендов, партнерство в области образования переориентируется на Восток.
Результаты масштабного исследования, которое СберУниверситет провел в консорциуме с Президентской академией, не удивляют. Удивляет другое: ощутимая разница в целях обучения и востребованности форматов, когда сравниваются показатели самих слушателей (сотрудников) и тех, кто их на это обучение направляет (работодателей).
Расскажем об этом подробнее, начав со списка главных трендов.
Топ-10 тенденций в бизнес-образовании
Тренд 1. Актуализация содержания программ и направлений обучения (53%)
Происходит адаптация классических учебных модулей под современные реалии, как экономические, так и геополитические. Появляются акценты на развитии таких навыков, как:
Тренд 2. Востребованность гибридного и онлайн-обучения (33%)
Здесь речь о таком ресурсе, как время. Самый дефицитный ресурс становится еще более дефицитным. Тенденция отражает ответ на запрос «желание есть, но хотелось бы иметь возможности». В связи с этим смешанные формы и онлайн становятся более предпочтительными, чем очное обучение.
Тренд 3. Запрос на практико-ориентированное обучение (23%)
Ценность информации, которая может находиться в открытом доступе, стремительно теряется. Поэтому наиболее ценным становится то, что не лежит на поверхности, то, что можно «забрать» непосредственно у практиков.
Тренд 4. Спрос на короткие интенсивы (34%)
В топ выходит микрообучение – сокращение длительности при повышении интенсивности. То есть объем потребляемых калорий (данных) никуда не исчезает. Просто процесс их потребления «уплотняется» (ускоряется).
Тренд 5. Переориентация на Восток (20%)
По понятным причинам вектор партнерства поменялся – с Запада на Восток. Расширяются и укрепляются программы с Индией, Китаем, ЮАР.
Тренд 6. Развитие технологий (20%)
Происходит активная цифровизация. Искусственный интеллект применяется все чаще. Он становится не только предметом изучения, но и эффективным инструментом. Например, для усиления вовлеченности обучающихся.
Тренд 7. Персонализация обучения (17%)
В 2022–2023 годах этот тренд только обозначился. А теперь он с каждым годом будет становиться все сильнее и сильнее. Как раз за счет развития искусственного интеллекта, который открывает новые возможности для персонализации программ.
Тренд 8. Усиление конкуренции и появление новых игроков в онлайн-сегменте (17%)
Пользователи стоят перед выбором: очная классика, более доступный онлайн-формат или смешанные программы. Новых игроков на рынке становится больше. Тем, что уже давно работают, становится сложнее конкурировать с агрессивной маркетинговой политикой новичков.
Тренд 9. Востребованность со стороны корпоративных заказчиков (13%)
Увеличивается спрос на корпоративное обучение и программы, которые адаптированы под нужды конкретных компаний.
Тренд 10. Спрос на преподавателей-практиков (10%)
Потребность в практиках, обладающих релевантным опытом применения теоретических знаний, не исчезает, хотя и замыкает десятку трендов.
Несовпадение ожиданий
Исследователи сделали интересный вывод: наиболее востребованные направления и форматы обучения у слушателей и тех, кто их направляет учиться (работодателей), не совпадают.
Представители работодателей заявили, что их управленческие команды важно обучать управлению персоналом (управление командой, обучение и развитие сотрудников и т. п.), тогда как сами слушатели чаще выбирают стратегическое управление.
Работодатели считают приемлемым для своих управленческих команд обучение продолжительностью не более 3 месяцев. Среди слушателей примерно равная доля тех, кто предпочитает обучение разной длительности (до 3 месяцев / 3−6 месяцев / 6−12 месяцев).
По сравнению со слушателями, работодатели чаще выделяют обучение в формате мастер-классов и деловых игр. При этом сами обучающиеся предпочли бы выездные стажировки.
Цели обучения
Развивая тему про разницу ожиданий, можно подробно рассмотреть, что в топе по целям у обучающихся, а что – у работодателей.
Топ-3 для слушателей (для чего они учатся):
Топ-3 для руководителей (с какой целью направляют сотрудников на обучение):
Крупные компании чаще используют обучение как инструмент развития бренда работодателя (62%), небольшие – как способ повышения лояльности сотрудников (57%).
Форматы обучения
Если говорить про форматы, то обучающимся, согласно результатам исследования, больше хочется, чтобы ими занимались. Работодатели же считают, что слушатели должны больше учиться самостоятельно.
Топ-3 форматов обучения у слушателей:
Топ-3 форматов обучения у работодателей:
Понятно, почему слушателям нужны выездные стажировки. Так они смогут четче разделять свою работу и обучение, чтобы можно было посвятить время чему-то одному, не смешивать это.
Кластеризация потребностей
Исследователи также выявили разность в потребностях в направлениях обучения и продолжительности, сравнив то, что важно для топов, а что – для линейных руководителей и специалистов.
Руководители высшего звена заинтересованы в наиболее длительных (до 13 месяцев) программах бизнес-образования с наиболее широким охватом интересующих направлений обучения.
У линейных руководителей в крупных компаниях и менеджеров среднего звена в небольших организациях наблюдается схожий профиль потребностей в обучающих программах. Обе категории слушателей предпочитают как узкопрофильные, так и комплексные программы длительностью от 4,5 до 9 месяцев.
Наиболее узкий фокус обучения (не более 3–4 направлений) наблюдается у руководителей среднего звена и экспертов/специалистов.
Линейные менеджеры из крупных компаний и собственники бизнеса чаще выделяют не более 5 приоритетных направлений обучения и предпочитают образовательные программы длительностью от 2–3 до 9 месяцев.
Критерии выбора
Если брать топ-3 критериев, по которым обучение выбирают слушатели и работодатели, то они схожи.
За актуальность голосуют 87% работодателей и 69% слушателей.
За практическую направленность – 67% и 61% соответственно.
За удобный формат обучения выступают 69% работодателей и 56% слушателей.
Дальше предпочтения разнятся. Работодателям больше важна длительность программы. Слушателям – состав преподавателей.
Прогнозы развития
Исследователи назвали 4 ключевых факторов, которые, по мнению игроков рынка, будут влиять на развитие бизнес-образования в будущем.
Фактор 1. Экономическая ситуация в России. Корпоративный сектор может увеличить инвестиции в обучение руководителей в связи с необходимостью адаптироваться к новым экономическим реалиям.
Фактор 2. Технологические инновации. В число ключевых драйверов трансформации образовательного процесса войдут развитие гибридных форматов, развитие цифровых платформ и внедрение ИИ.
Фактор 3. Государственное регулирование в образовательной сфере. На смену западным аналогам приходит национальная система аккредитации (НАСДОБР). Ее уже имеют 48% бизнес-школ, принявших участие в исследовании.
Фактор 4. Дефицит управленческих кадров, спрос на новые компетенции. Потребность в профессиональной переподготовке управленческих кадров возрастет из-за сокращения числа управленцев и увеличивающейся неопределенности.