Бизнес-модерация – это искусство управления диалогом для достижения конкретных целей. А в любом искусстве важно уделять внимание деталям и понимать глубинную суть процессов. Почему все устроенно именно так, а не иначе?
Команда экспертов компании BITOBE, обладающая большим практическим опытом проведения модерационных сессий, решила собрать ответы на острые вопросы о бизнес-модерациях, которые помогут вам погрузиться в самую суть этого искусства.
Вопрос 1. Что делать, если принятые на модерационных сессиях решения в дальнейшем не реализуются?
Почему модерация не оправдывает возложенных на нее надежд или зачем вообще тратить деньги на сессию, если достигнутые договоренности все равно остаются на бумаге? Для поиска ответов на этот вопрос эксперты BITOBE проанализировали многолетний опыт проведения сессий, выявили возможные причины и обсудили, как на них можно повлиять.
Вопрос 2. Как определить непрофессионализм модератора?
Чтобы провести сессию успешно, достичь тех результатов, которые были запланированы на старте, важно учитывать разные факторы. Некоторые из них: корректность сформулированного запроса, подбор целевой аудитории, готовность команды и руководителя к диалогу, правильность выбора времени и места проведения сессии (если она происходит на выезде), правильность подбора модератора.
Бывают ситуации, когда модератор ведет себя непрофессионально. Например, полностью не соблюдает тайминг или критично не придерживается той структуры, которая была запланирована.
Слово «критично» здесь употребляется не случайно. Модерация – это гибкий процесс. Модератор должен уметь на ходу подстраиваться под группу, перестраивать какие-то обсуждения, но это должно согласовываться с общей логикой. Если есть критичные изменения, они должны быть согласованы с заказчиком на кофе-брейках, в перерывах, в режиме открытого диалога на сессиях.
Еще один пример некорректного поведения модератора – жесткое продавливание своей экспертизы. Модератор – это тот человек, которые не занимает ни одну из двух, трех, нескольких позиций. Он находится как бы над ними и помогает участникам услышать друг друга через какие-то их личные убеждения, картины мира. Задача модератора – сблизить позиции участников, а не продавить свою.
Вопрос 3. Должен ли модератор быть экспертом в теме сессии, на которую его пригласили?
Модераторы проводят сессии в совершенно разных областях: нефте— и газодобывающей, финансовой, строительной и т. д. Значит ли это, что они одинаково хорошо разбираются во всех этих темах? И да, и нет. Разберемся подробнее.
Модератору совсем не нужно знать ответ на вопрос, которой обсуждает группа, но он должен уметь создавать пространство, в котором участники смогут выработать совместное решение. Ему необязательно быть экспертом в той области, которой касается обсуждение, потому что ключевой смысл модерационной сессии в том, что ее результатом должно стать решение, которое наполняет содержанием группа, а не модератор.
Приоткроем небольшую тайну: проблемы, которые выносятся на повестку модерационной сессии, во многом схожи вне зависимости от сферы деятельности компании. Поэтому можно сказать, что модератор – это универсальный ведущий, которые задает направление в решении вопросов.
Если же модератор погружен в специфику сферы, в которой ему предстоит вести модерационную сессию, то он получает определенное преимущество. Например, если речь зашла о нетерпимости к near-miss, то модератору, который понимает специфику снижения рисков на производстве, уже понятно, какие вопросы могут быть вынесены на повестку сессии следующими.
Конечно, бывают и такие сферы, где требуется понимание специфики отрасли и глубокое погружение в нее. В BITOBE мы формируем сценарии сессии под любую специфику деятельности заказчика.
Вопрос 4. Почему у модерационных сессий такой высокий ценник?
Бизнес-модерация – это действительно дорогой инструмент. Но если мы смотрим на среднесрочную перспективу, то понимаем, что сессии помогают нам быстрее принять какие-то решения, на которые руководители могли бы потратить намного больше времени, обсуждая эти вопросы в кабинетах, договариваясь в каких-то небольших группах.
Поэтому в среднесрочной перспективе мы экономим и время управленцев, и деньги заказчика.
Если говорить про высокую стоимость бизнес-модераций BITOBE, то здесь важно отметить, что в наших проектах задействовано большое количество людей. Каждый ответственен за свою роль – руководитель проекта, администратор, методолог, модератор, корректор, дизайнер. При необходимости привлекаем и других экспертов.
Бывают сессии, в которых несколько ролей объединяет в себе один и тот же человек, при этом он берет на себя больше нагрузки, которые должны оплачиваться.
Жесткое распределение ролей помогает нам максимально полно проработать запрос и усилить нашу экспертизу.
Почему мы так любим большие кросс-функциональные команды и у нас такой широкий пул экспертов? Потому что для нас важно расширять нашу экспертизу и не ограничиваться теми идеями, которые уже были наработаны и сформулированы.
Вопрос 5. Нельзя ли обойтись без модератора и провести сессию (совещание) самостоятельно?
На самом деле в компании действительно может найтись тот человек, у которого получится провести модерационную сессию, в особенности если это внутренний специально обученный модератор, который не является участником обсуждения. Он способен отлично справиться. Поэтому мы и проводим проекты по передаче технологий модерации внутрь компаний.
Но если он будет совмещать две роли – модератора и участника – то тут возникнут сложности. Не всем удается их жестко разграничивать.
Чтобы избежать подобных рисков, имеет смысл привлечь внешнего модератора. Это решение будет обосновано тем, что такой эксперт находится на равном удалении от любых позиций. Для него главное, чтобы в любом случае появился результат, ответственность за реализацию которого уже возьмет на себя команда заказчика.
P. S. На какие еще острые вопросы модераторы нашли ответы, можно посмотреть на видео, где запечатлена онлайн-дискуссия с экспертами BITOBE: