Эффективность обучения персонала: 5 моделей для измерения | Блог

5 моделей для измерения эффективности обучения

9 мин
25

Измерение эффективности обучения обложка

Оглавление:


Использование нескольких моделей оценки эффективности обучения позволяет учитывать разные цели и ожидаемые результаты для бизнеса, чтобы итоговая картина получилась максимально реалистичной. Можно использовать проверенные алгоритмы отдельно, в зависимости от ситуации, условий и различных особенностей. Можно комбинировать друг с другом для усиления эффекта.


В этой статье разберем 5 известных моделей оценки обучения, разработанных экспертами начиная с середины прошлого столетия и доказывающих свою эффективность в настоящее время.

Модель Киркпатрика

Американский исследователь Дональд Киркпатрик изобрел свою четырехступенчатую модель оценки обучения в 1950-е годы. Впоследствии он пытался ее совершенствовать, но больше внимание уделял деталям, чем самой конструкции.

Обучение подобно строительству дома. Вы можете восхищаться красивыми стенами (уровень 1 – удовлетворение) и качественными материалами (уровень 2 – усвоение), но настоящая проверка – сможет ли семья комфортно жить в этом доме (уровень 3 – поведение) и повысит ли это стоимость недвижимости (уровень 4 – результаты). Только комплексная оценка всех четырех уровней показывает истинную эффективность обучения
Дональд Киркпатрик

Модель Киркпатрика выстроена линейно. Каждый уровень имеет свои вопросы, ответы на которые формируют итоговый образ результата.


Уровень 1. Удовлетворение. Понравилось ли участникам обучение?

Уровень 2. Усвоение. Произошла ли передача знаний?

Уровень 3. Поведение. Изменилось ли поведение участников в результате обучения?

Уровень 4. Результаты. Оказало ли обучение ощутимое влияние на производительность?

Плюсы этой модели:

Простота и универсальность.
Подходит для любых форматов обучения.

В чистом виде модель Киркпатрика используют редко. Эксперты считают ее классикой, базой, которую практичнее комбинировать с другими алгоритмами.

Модель Филлипса

У Киркпатрика были последователи, один из которых, Джек Филлипс, добавил к классической модели пятый уровень, устраняющий важный недостаток классической схемы — невозможность посчитать, окупились ли вложения в обучение.

Пятая ступень Филлипса предполагает расчет ROI и ответ на вопрос, обеспечили ли инвестиции в обучение положительную отдачу.

Формула расчёта ROI (Return on Investment) в обучении: ROI = (Прибыль от обучения — Затраты на обучение) / Затраты на обучение × 100%.

Прибыль от обучения может включать в себя увеличение производительности труда, снижение количества ошибок, улучшение качества продукции или услуг, повышение удовлетворённости клиентов.

Затраты на обучение включают в себя стоимость учебных материалов, оплату работы тренеров, аренду помещений и другие расходы, связанные с проведением образовательных мероприятий.

Для удобства использования модели Киркпатрика и Филлипс объединили в одну — все пять уровней в ней присутствуют.

Модель оценки эффективности обучения Киркпатрика-Филлипса

Модель Андерсона

Эта модель была впервые опубликована Институтом кадровых ресурсов и развития в 2006 году как «Модель ценности обучения Андерсона». Она отличается от других оценочных алгоритмов двумя ключевыми моментами.

Первый — основное внимание в модели уделяется согласованию программ обучения организации с ее стратегическими приоритетами. В то время как другие подходы сосредоточены на обучающемся и на том, получил ли он пользу от обучения, эта модель предназначена для внедрения на уровне управления и охватывает всю организацию.

Второй момент — модель не фокусируется на результатах отдельных программ. Вместо этого она рассматривает стратегические цели организации и проверяет, согласованы ли программы обучения или им следует сместить фокус.

Модель Андерсона представляет собой трехэтапный цикл, который помогает организации определить наилучшую стратегию обучения, соответствующую ее потребностям.

Модель оценки обучения Андерсона

Автор модели, Ларри Андерсон, предложил оценивать обучение через три ключевых этапа.

1
Этап 1. Определение стратегических целей компании

Зачем мы обучаем сотрудников? Какие бизнес-проблемы должно решить обучение?


2
Этап 2. Выбор метрик для оценки

Какие показатели подтвердят, что обучение работает?


3
Этап 3. Оценка влияния на бизнес-процессы

Как изменились рабочие процессы после тренинга?

Модель Андерсона идеальна для компаний, которые хотят:


доказать ценность обучения для акционеров;

избежать «бесполезных» тренингов, не связанных с целями бизнеса;

создать культуру непрерывного развития, где обучение — часть стратегии.


Если обучение не меняет поведение сотрудников и не влияет на прибыль — зачем оно нужно?
Ларри Андерсон

Модель Бринкерхоффа

В 2003 году Роберт Бринкерхофф, профессор Университета Западной Вирджинии, предложил измерять эффективность обучения методом SCM (Success Case Method, или «Метод успешного кейса»). С его помощью можно анализировать каждую обучающую программу и определять, как она работает или почему не работает.

В основе метода три главных элемента:


Фокус на эффективности

Модель оценивает, как прошедшие обучение сотрудники справляются со своими рабочими задачами.



Фокус на системности

SCM учитывает, что эффективность обучения зависит от множества разных факторов. Например, организации процессов в компании, доступных ресурсов, поддержки сотрудников, обратной связи и т. д.



Фокус на улучшениях

Важнейшая цель — это постоянное совершенствование программ и бизнеса в целом.

Модель Бринкерхоффа

Процесс применения модели SCM по последовательным шагам выглядит следующим образом.

Шаг 1. Определить цели и критерии успеха

Какие конкретные результаты должны появиться после обучения?


Шаг 2. Сбор данных

Опросы, интервью, анализ KPI.

Вопросы:


«Какие навыки из тренинга вы применили?»

«Какие результаты это дало?»

Шаг 3. Выявление «кейсов успеха» и «провалов»


Успешные кейсы: сотрудники, которые достигли целей.

Провалы: те, кто не смог применить знания.

Шаг 4. Анализ причин

Почему одни добились результатов, а другие — нет?


Шаг 5. Масштабирование лучших практик


Внедрение успешных стратегий во всей команде.

Коррекция программы обучения на основе анализа провалов.

Модель Бринкерхоффа снимает розовые очки с HR-отчётов. Вместо абстрактного «тренинг понравился» она отвечает на вопросы:


Кто реально применяет знания?

Что мешает остальным?

Как добиться большего числа успешных кейсов?

Инструмент идеален для компаний, которые хотят не «отмечать галочки», а получать измеримую отдачу от обучения.

Модель «5 уровней Кауфмана»

Роджер Кауфман и Джон М. Келлер в 1994 году опубликовали работу под названием «Уровни оценки: за пределами Киркпатрика». Она стала известна как «Пять уровней оценки Кауфмана» и часто упоминается как «Модель оценки обучения Кауфмана».

Модель Кауфмана

Как и модель Филлипса, подход Кауфмана во многом основана на работе Киркпатрика и вносит в нее несколько изменений и модификаций:


Кауфман разделил первый уровень Киркпатрика (удовлетворение) на две части: 1а «Вход» и 1б «Процесс».

«Вход — сюда входят учебные материалы, такие как цифровые ресурсы, которые используются для поддержки обучения или коучинга.  

«Процесс» — вторая часть первого уровня; измеряет приемлемость и эффективность процесса, другими словами, фактическую доставку опыта обучения.


Кауфман ввел уровень, который оценивает влияние обучения как на клиентов организации, так и на общество. На схеме он занимает верхнее положение, называется «социальные результаты» и считается «мегауровнем».

Обучение должно приносить пользу не только работодателю, но и обществу.
Роджер Кауфман

Плюсы модели:

Учитывает внешний эффект — показывает, как обучение влияет на клиентов и общество.
Охватывает все этапы — от входных ресурсов до долгосрочных результатов.
Подходит для ESG-стратегий — идеальна для оценки программ по устойчивому развитию.

Модель Кауфмана — это «Киркпатрик 2.0» с фокусом на глобальное влияние. Используйте её, если:


Ваше обучение направлено не только на прибыль, но и на улучшение мира.

Нужно доказать социальную значимость L&D-программ.

Палитра использования моделей

Как видно выше, существует широкий спектр доступных моделей оценки обучения, каждая из которых имеет свои уникальные преимущества и недостатки. При тщательном рассмотрении организация может найти наиболее оптимальный подход для своей ситуации и обстоятельств. Эксперты BITOBE готовы помочь в выборе.

Все приведенные модели оценки заслуживают внимания, но то, что в теории выглядит интересно и доступно, на практике оказывается сложно и дорого. Если, к примеру, взять модель с ROI, то могу сказать, что посчитать экономический эффект очень сложно.
У BITOBE в контексте измерения эффективности такой подход – нам важно показать, что слушатели после прохождения обучения «научились что-то делать руками». Для этого мы часто в свои комплексные программы обучения и/или развития добавляем проектный трек, который показывает, могут ли люди теперь решать задачи более высокого или сложного уровня.
Александр Пронин, руководитель практики обучения и развития персонала

Читайте также по теме: