Футуролог Джамаис Кашио, создатель акронима BANI, описывающего вызовы новой реальности, в которой мир оказался в период пандемии коронавируса, призывал не бояться своего «детища». Он считал, что «происходит нечто грандиозное и потенциально ошеломляющее», и видел возможности для ответа на возникающие вызовы.
Кашио при создании своего акронима ориентировался на определения, сложившиеся в название VUCA-мир в период «холодной войны». Каждый термин он переводил в новый разряд, усиливающий ощущение сгущающегося хаоса. Таким образом «изменчивость» стала «хрупкостью», «неопределенность» превратилась в «тревожность», «сложность» обернулась «нелинейностью», а «неоднозначность» преобразилась в «непостижимость».
Футуролог также объяснил важность внедрения всех этих определений в название описываемой реальности. По словам Кашио, это «способ лучше оценивать текущее состояние мира и реагировать на него».
Как уже сейчас понятно, хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый мир Кашио всего лишь настраивал на переход в более категоричную реальность, ломающую старое и созидающую новое. Эксперты давали BANI 5–7 лет жизни. Переход, как заметили эксперты BITOBE, случился гораздо быстрее.
У этого мира, в который нас забросил 2022 год, уже есть новое имя и даже не одно. Это тоже акронимы – SHIVA1 и TACI2 . Начнем с того, что созвучно с именем индуистского божества.
SHIVA. Надежда на возрождение
Категоричность SHIVA-мира проявляется с первой же строчки, расшифровывающей акроним. «Хрупкость» BANI указывала на наличие шансов уцелеть под воздействием вызовов этой реальности и давала управленцам ложные надежды жить дальше, не прибегая к трансформациям.
В случае с SHIVA все очевидно. «Расщепленный» – это не просто сломанный. Это значит, что починить нельзя. В управленческом контексте смысл таков: прежние методы, схемы и модели не просто устарели, они стерты в порошок и не подают признаков жизни в новой реальности. Использовать их бесполезно.
Разница между «тревожным» и «ужасным» примерно такая же. В фоновом состоянии тревожности можно действовать, искать новые решения, двигаться вперед. Ужас сковывает, не дает сделать ни шагу, мешает принимать оперативные решения, направленные на противостояние вызовам.
«Нелинейность» BANI пророчила несбалансированность результатов предпринятых или непредпринятых действий. То есть скромные решения могли привести к масштабным последствиям различной полярности, а сверхбольшие усилия – к ничтожным результатам. В SHIVA-мире место нелинейности заняла «невообразимость». Это когда нет никакой уверенности, что любое принятое решение может вообще к чему-то привести.
За «непостижимостью» в BANI скрывалось конечное состояние информационной перегрузки, когда с помощью получения дополнительных данных нельзя было быть уверенным, что от этого улучшится понимание чего-либо. Хотя шансы на это Кашио давал. В мире SHIVA шансов постигнуть происходящее нет. В этом он «беспощаден». При этом есть надежда на то, что, когда хаос сметет все сущее, мир достигнет финальной стадии падения, на месте разрушенного начнет зарождаться новая реальность, наступит время «возрождения» и появится новая точка отсчета.
SHIVA-мир сформирован более понятно, чем творение BANI. В особенности, для знатоков индуизма. Потому что в его концепт встроена миссия известного индуистского божества. Шива (SHIVA) – разрушитель Вселенной в конце мирового цикла (маха-юга) и создатель пространства для нового творения. Его образ уже несет определенную смысловую нагрузку и ключ к пониманию гипотетического мироустройства.
TACI-мир. Предвестники глобальной трансформации
Для другой версии мира, в котором мы оказались после BANI, придуман обычный акроним. Здесь создатель пошел по пути Кашио. Потому название TACI не вызывает с ходу никаких ассоциаций. Чтобы понять его суть, нужна расшифровка.
TACI-мир в своих ключевых определениях не выглядит пугающим на первый взгляд, и в чем-то он схож с BANI, потому что в нем заложен не состоявшийся апокалипсис, а лишь его предвестники. При этом мысль о том, что глобальный слом мирового порядка неизбежен, звучит также с первой строчки.
Под определением «турбулентный» здесь следует понимать «экспоненциальное увеличение скорости разнонаправленных изменений». В слово «случайный» зашифрованы непредсказуемость, непредопределенность и неуправляемость.
Под «хаотичным» подразумевается подмена и опрокидывание ценностей, разрушение логики и правил, реальность абсурда и отмена здравого смысла.
Наконец, «враждебный» означает ощущение опасности и глобальной экзистенциальной угрозы, лицемерие и цинизм, искажение информации и тотальную ложь, а также рост бессмысленной агрессии.
От BANI и VUCA, согласно гипотезе создателя TACI, остались лишь обломки. Предстоит большая работа по созданию нового мира. Каким он будет, зависит от тех, кто будет его формировать.
1Автор гипотезы Марк Розин, кандидат психологических наук, управляющий партнер «ЭКОПСИ Консалтинг»
2Автор гипотезы Сергей Дерябин, практик в области психологии управления, HMT GROUP